Господин Худайнатов переоформил на себя "ННК-Арктика", которое несколько лет ничего не делало, располагая всего пятью (!) сотрудниками и уставным капиталом 100 000 рублей. От остальных активов Эдуард Юрьевич скорее всего избавится по "катарской схеме" – продав свои активы катарскому Qatar Investment Authority, который через обратный выкуп продаст вместе с ННК акции "Роснефти", которые раньше купил. Конечно с большой наценкой.
Но кое-что Худайнатов, сохранит, а именно "ННК-Арктика". Почему? Дело в том, что объем инвестиций "Роснефти" в освоение шельфа Арктики в ближайшие пять лет увеличится до 250 млрд рублей. И здесь Эдуард Юрьевич сможет "срубить" много денег. Деньги пойдут и от государства, ведь правительство РФ намерено создать Администрацию Севморпути в "арктическое министерство" с федеральным бюджетом. Также отметим, что создана Концепция транспортного развития Арктики до 2030 года, госпрограмма социально-экономического развития Арктики и соответствующий закон.
Сам же проект по приобретению частных активов Эдуардом Худайнатовым провалился. От банкротства "Независимой нефтегазовой компании" спас своего бывшего заместителя Игорь Сечин
, который вместо того, чтобы выплатить положенные государству дивиденды купил по завышенной цене у Худайнатова актив. "Роснефть" купила 100% "Конданефть" за 40 млрд рублей. Только для того, чтобы "Конданефть" заработала нужно вложить еще 200 млрд. А самое интересное то, что в 2014 году "Конданефть" оценивалась в 2014 году за 2,4 млрд рублей. Ничего с этого времени не изменилось кроме цены, по всей видимости искусственно…
Зачем нужна была эта покупка? Дело в том, что Худайнатов в таком катастрофическом положении, что выставил на продажу ННК. Сейчас только многомиллиардные вложения спасут ННК. По всей видимости именно поэтому воюет с государством Игорь Сечин
, который хочет вместо положенный 50% прибыли заплатить только 35%.
Верный сечинец
Эдуард Юрьевич не просто получил должность вице-президента "Роснефти". Придя туда Эдуард Худайнатов он стал самым доверенным лицом Сечина в бизнесе. Ряд участников рынка говорит, что вообще ННК это проект Игоря Иванович, которым Худайнатов временно управляет. Так или иначе, будучи еще в "Роснефти" в 2010 году Худайнатов стал акционером "Роснефти".
Его предшественник Сергей Богданчиков продал весь свой пакет (0,0012%). А Худайнатов в тот же день купил 0,0028% (сумма сделки два миллиона долларов). С учетом последнего приобретения его пакет в "Роснефти" сейчас составляет 0,0483%, а его стоимость равняется приблизительно 2,2 млрд рублей. Неплохо для госменеджера?
Худайнатов давно занимается нефтью, еще в далеком 1993 году он стал вице-президентом нефтяной компании "Эвихон" в ХАМО, появившейся после распоряжения регионального правительства в 1992 году (осваивала Верхне-Салымское, Западно-Салымское и Ваделыпское месторождения).
Супруга Худайнатова Марина являлась совладельцем компании "Салымнефтьсервис", у которой были автозаправочные станции в Тюменской области. Родной брат Худайнатова — Жан Худойнатов (так фамилия указана в реестре) возглавлял нефтяную компанию "Севернефть" (ООО "НК "Севернефть"). Контора владеет лицензией на геологическое изучение и добычу углеводородов в пределах Западно-Ярохинского лицензионного участка в Ямало-Ненецком автономном округе.
Большая семья Худайнатовых может быть привлечена к ответственности Reverta (до 2012 года — Parex banka). Дело в том, что банк из Латвии дав Худайнатовым в долг 75 миллионов долларов, которые Жан Худойнатов, как генеральный директор "Севернефти", получил под проект будущего газоперерабатывающего завода в Новом Уренгое. Но как утверждают прибалтийские банкиры – деньги Худайнатовы отдавать отказались!
Отметим, что сам Худайнатов через ННК принимал участие в самом скандальном, со времен ЮКОСа деле – "Башнефти". Напомним, что невзлюбил Владимира Евтушенкова – владельца "Башнефти" Сечин после того, как бизнесмен отказал Худайнатову в продажи "Башнефти". После этого у Евтушенкова начались известные проблемы. Весной 2014 года ГСУ СКР "возбудило в отношении Урала Рахимова уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), а также ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем). По данному делу Урал Рахимов, возглавлявший "Башнефть" в 2006-2009 годах, проходит главным подозреваемым".
Понятно, что через Рахимова начали пытаться оказывать давление на Евтушенкова. Когда это не помогло неожиданно поступил иск миноритария "Башнефти" "относительно лицензии на крупнейший актив НК – месторождения Требса и Титова". После этого акции "Башнефти" были арестованы в рамках дела о продаже активов БашТЭКа! Уже летом 2014 года стало известно, что президент "Башнефти" Александр Корсик попросил Генпрокуратуру "защитить структуры "Башнефти" от рейдерского захвата". Но компанию Евтушенкова никто не защитил…
В итоге, зимой 2014 года акции ПАО АНК "Башнефть" формально были переданы государству. Но потом, вопреки желанию многих членов правительства Сечин купил "Башнефть". Одногоиз своих главных противников в этом дело – министра Алексея Улюкаева удалось даже снять со своей должности и посадить якобы за взятку. Кстати, обещанных фото и видеодокументов, подтверждающих факт взятки до сих пор не опубликовано.
Все от схемы перепродажи ННК арабам, а потом России вместе с акциями "Роснефти" выиграют, все кроме бюджета РФ. Как минимум фонд Qatar Investment Authority из катара, власти которого заподозрили в поддержке терроризма нужно проверить вместе с Сечиным и Худайнатовым. Как максимум Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД должно проверить не является ли продажа акций "Роснефти" с возможностью обратного выкупа банальной схемой "распила". Если Кремль действительно намерен бороться с коррупцией, то игнорировать действия Игоря Ивановича и Эдуарда Юрьевича нельзя.