«Единая Россия» запугала муниципалов до подполья

Источник
Горизбирком намерен судиться с младшими товарищами — избирательной комиссией муниципального образования «Невский округ». 
Муниципалы ударили ГИК более привычным для партии власти оружием - сформировали без его ведома свою избирательную комиссию, не включив туда представителей самого ГИК. Примечательно, что муниципалитет оппозиционным назвать нельзя, так как возглавляет его единоросс. Впрочем, полагают источники «Фонтанки», именно этот единорос и решил пойти против государственного органа, чтобы иметь возможность сохранить за собой кресло.

Депутаты муниципального совета МО «Невский округ», который возглавляет единоросс Дмитрий Гаврилов, проигнорировали пятерых претендентов на включение в состав избирательной комиссии муниципального округа (ИКМО), рекомендованных Горизбиркомом. Вместо этого 22 августа они утвердили собственную пятерку, которой предстоит в ближайшие пять лет организовывать выборы в муниципальный совет.
Горизбирком самостоятельность органов самоуправления не оценил и решил на минувшем заседании отправиться в суд с требованием распустить созданную комиссию и провести повторно процедуру назначения членов.

Полномочия комиссии оканчивались в августе этого года. Как положено, 29 июля муниципальный округ сообщил о начале приема предложений о включении тех или иных претендентов в состав комиссии. По закону о муниципальной власти в Петербурге собирается комиссия по принципу паритета: не менее половины — представители парламентских партий; не более половины — кандидаты, предложенные Горизбиркомом. Уставом «Невского округа» определено, что в ИКМО входят 10 членов. То есть пять представителей парламентских партий («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко») и пять кандидатов от Горизбиркома.

С кандидатами от парламентских партий никаких накладок не вышло, но вот претенденты от городской избирательной комиссии неожиданно «пролетели» мимо. Как заявили корреспонденту в самом муниципальном округе, это якобы произошло из-за отсутствия в пакете документов письменного согласия потенциальных членов комиссии на включение себя в ее состав. «Горизбирком проявил безалаберность. В первый раз они прислали нам вообще две бумажки. Мы им позвонили, попросили послать полный состав документов. И они снова нам не прислали согласия. А без него мы просто не имеем права назначать этих людей. Наши действия полностью укладываются в правовые рамки. Хотят подавать в суд — пусть подают. Мы выиграем дело, уже были прецеденты», - полагает глава муниципальной администрации Дмитрий Гаврилов.

В избиркоме не отрицают, что необходимые по закону письменные согласия не предоставили, однако добавляют, что по закону об избирательных правах орган, который принимает решение о формировании избирательной комиссии (в данном случае — муниципальный совет), «обязан получить письменное согласие». То есть, поясняет член ГИК с правом решающего голоса Михаил Воронков, сам муниципалитет должен позаботиться о наличии документа. «Но по сложившейся практике, когда Горизбирком собирает пакет документов на своих кандидатов, он сам берет согласие. Но, если документы не пришли, могли запросить их повторно. Или сами пригласить людей, чтобы получить их подписи», - поясняет он.

Депутат ЗакСа от Невского района, справедливоросс Виктор Ложечко солидарен с избиркомом: «Все должно быть по закону. Если положено половину ИКМО укомплектовать из представителей ГИК, будь добр — сделай. В конце концов, Гаврилов же включил партийных претендентов в состав комиссии без лишних проволочек».

Но помимо неполного пакета данных есть еще одно обстоятельство, которое волнует Гаврилова: Горизбирком совершенно не прислушивается к мнению муниципалов. «Такие моменты бывают. Иногда он забывает, что может только рекомендовать кандидатов, а уже решение о включении в состав ИКМО принимает муниципальный совет», - поясняет он. Такую же позицию высказывали и другие муниципалы в разговоре –  мол, ситуация, когда к ним присылают совершенно незнакомых людей, носит в городе уже системный характер.

Однако не все муниципалы так категоричны. Депутат Екатерингофского округа Александр Шуршев соглашается, что ГИК с ними не советуется. Но добавляет, что советоваться он не должен. «В идеале они должны присылать вообще людей из других округов, чтобы в ИКМО не сидели десятки лет одни и те же люди, которые с главами муниципалитетов на короткой ноге», - говорит он.

Кстати, о «короткой ноге». Проанализировав список сформированной ИКМО, «Фонтанка» обнаружила, что как минимум двое из назначенных в ее состав — люди идеологически близкие главе муниципальной администрации. Так, член комиссии с решающим голосом Александр Рахманинов вместе с Гавриловым в 2007 году пытался избраться по партийному списку «Патриотов России» в петербургский ЗакС (в «Единую Россию» муниципальный глава перешел уже после последних выборов в МО в 2009 году). А один из членов общей части списка, утвержденного МО вместо кандидатов ГИК, Игорь Еремчук избирался от тех же «Патриотов» в 2011 году на городских выборах.

По сведениям информированного источника, в Невском районе с 2000 года (когда он был впервые избран депутатом) и до сегодняшнего дня у Гаврилова не было серьезных открытых конфликтов ни с администрацией, ни с Горизбиркомом, ни с партией «Единая Россия». Но и во внутренние дела, говорят наблюдатели, он никогда вышестоящих не пускал. Фактически муниципальный округ варился сам в себе. «Дмитрий Александрович обычно делает так, как ему удобно. В этот раз его не устроил Горизбирком, и он решил провести своих людей. Но он не ожидал, что последний ответит ему, да еще при этом подаст в суд», - поясняет источник.

При этом, полагают источники, под самим Гавриловым давно зашаталось кресло. Дело в том, что последняя проверка МО «Невский округ», которую в июле провела Контрольно-счетная палата Петербурга, выявила многочисленные нарушения нецелевого расходования средств. В частности, по документам муниципальный округ озеленил территории, благоустраивал дорожки и ремонтировал асфальт на территориях, за которые отвечает районная администрация, а не муниципалитет, завышал при размещении госзаказа необходимый объем работ, платил за невыполненные работы и прочее.

А еще неделю назад источники «Фонтанки» в «Единой России» заявили, что ожидается большая чистка муниципалитетов, связанная якобы с тем, что региональное отделение «не намерено протаскивать в муниципалитеты проворовавшихся на местах» членов или лиц, замешанных в скандалах с бюджетными тратами».

Нельзя сказать с уверенностью, знают ли в муниципалитетах об угрозах «ЕР», но, действительно, последнее время «подпольно» формировать ИКМО у местной власти вошло в привычку. Органы МСУ сознательно стараются скрыть от избирательной комиссии факт формирования ИКМО, причем делают это совершенно разными способами. В апреле ГИК разбирался со «Стрельной», полномочия ИКМО которой истекли 9 апреля. Она его обхитрила — опубликовала сообщения о начале приема предложений по включению претендентов в состав избирательной комиссии 16 и 25 апреля. И в Горизбирком принесла объявление от 26 апреля. По закону у городского избиркома есть месяц, чтобы предложить своих соискателей, а так как он очень часто все делает в последний момент, то 24 мая он только подготовил необходимые документы. Но в этот день на заседании члены ГИК с удивлением узнали, что ИКМО сформировано — 16 мая, спустя месяц после первого объявления.

Летом 2012 года МО "Лиговская-Ямская" в течение трех месяцев просто игнорировали предложенных Горизбиркомом кандидатов, каждый раз присылая им ответы, суть которых сводилась к  фразе «может быть, вы еще над ними подумаете», пока ГИК самостоятельно не сформировал муниципальную комиссию. Пропустили мимо ушей рекомендации ГИК и в муниципальном совете «Остров декабристов» (Василеостровский район). Как рассказала Ольга Покровская, муниципалы назначили своих членов, сославшись на то, что в документах, которые прислал Горизбирком, было неверно написано название муниципалитета.

С другой стороны, член с правом решающего голоса от партии «Яблока» Ольга Покровская оказалась на стороне Невского округа. «Я голосовала против решения обратиться в суд. Дело в том, что свои предложения Горизбирком присылает в ужасном виде. Мы не указываем даже телефонов — только ФИО и образование. И когда говорят, что муниципалы должны были сами собрать согласия, у меня возникает вопрос: как они это должны делать? Тем более что все происходило летом», - возмущается яблочница.