Напомним, силовики выяснили, что служащие СКР подписали с победителем конкурса — петербургским ООО «Флагман» — контракт на установку в СКР кондиционеров. Все бы хорошо, но стоимость продукции оказалась завышена на 25 млн руб.
Сумму, по данным следствия, хотели присвоить высокопоставленные сотрудники СКР. Вначале привлекли к ответственности бывшего руководителя управления капитального строительства Следственного комитета РФ Алексея Скачкова.
Его отдел сделал «нужные» заявки на проведение конкурсов по закупке того или иного оборудования для нужд Следственного комитета. Но заподозрен был и Александр Шкутов – действующий высокопоставленный служащий СКР.
Шкутов уже арестован Басманным райсудом Москвы. Эксперты утверждают, что всему виной кадровая политика главы ведомства Бастрыкина. Неформально источники говорят, что от 25 млн рублей часть должна была перепасть именно ему.
До «кондиционерной» ситуации произошел еще один случай. 11 марта 2016 года СМИ сообщили о том, что заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета по Башкирии Алексей Алчинов написал рапорт об уходе с должности, которую занимал с сентября 2009 года.
Ушел служащий не просто так. У Алчинова обнаружили конфликт интересов. Как выяснилось, в 2015 году компания «Топограф», которой руководили, согласно ЕГРЮЛ, члены семьи господина Алчинова, получила у мэрии Уфы без торгов участок на улице Зорге для строительства надземного перехода с пристроенным торговым центром.
Подчеркнем, что против этого строительства выступили местные жители, а борцы с коррупцией заподозрили Алчинова в лоббировании интересов «Топографа».
В сентябре 2015 года стало известно о том, что ряды Следственного комитета покидают сразу два высокопоставленных руководителя. Как выяснилось, в отставку решили уйти начальник ГСУ СКР Александр Щукин, отвечавший за наиболее резонансные уголовные дела, и его заместитель Павел Барковский.
Но если Щукин ушел в отставку по выслуге лет, то у Барковского имелась и другая причина покинуть свой пост. В конце августа 2015 года зять Барковского Андрей Сурайкин, возглавлявший следственный отдел СКР по Чеховскому району Московской области, был задержан с поличным во время получения взятки в размере 3 млн рублей.
За такую сумму он предложил оказать содействие обвиняемому в назначении наказания, не связанного с лишением свободы. Нельзя исключать, что для проведения своих «незаконных махинаций» Андрей Сурайкин пользовался «помощью» своего высокопоставленного тестя.
Бастрыкина вообще за глаза называют «беспредельщиком». Так, летом 2012 года глава СКР вывез в лес журналиста «Новой газеты» и стал ему угрожать. В итоге этот конфликт, по сути, «замяли».
Отметим, что по словам бывшего начальника главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ (ныне СКР) Дмитрия Довгия, ему приходилось по распоряжению Александра Бастрыкина заниматься возбуждением уголовных дел без каких-либо оснований.
Получается, были возбуждены уголовные дела в отношении заместителя министра финансов Сергея Сторчака, который обвинялся в покушении на хищение $43 млн (путем мошенничества, совершенного организованной группой лиц), а также - в отношении генерала ФСКН Александра Бульбова (осужденного по обвинению в превышении должностных полномочий и незаконном прослушивании телефонных переговоров).
В том же 2012 году оппозиционер Алексей Навальный заявил, что Бастрыкин якобы скрывал свои бизнес, недвижимость и вид на жительство в Чехии.
Ранее Бастрыкина связывали с фирмой «LAW Bohemia», которая была учреждена в Праге 1 марта 2000 года с уставным капиталом в 100 тысяч чешских крон. Оппозиционеры утверждали, что Бастрыкин не имеет права владеть иностранным бизнесом и требовали его скорейшего увольнения.
Дело с кондиционерами пополнило список скандалов Александра Бастрыкина. Но если подтвердится версия о его участии в коррупционном тендере, то это будет последний скандал Александра Ивановича на посту главы СКР.