Юристы, представляющие интересы вице-спикера Заксобрания Челябинской области Юрия Карликанова в судебных разбирательствах вокруг подконтрольной ему компании «Челябинск-стройиндустрия» («ЧелСИ»), не оставляют попыток ввести в процедуру банкротства своего временного управляющего. К такому выводу пришли их оппоненты, изучив механизм взаимодействия между активами семьи политика и сторонними организациями, так или иначе с ней связанными. По словам собеседников агентства в региональном юридическом сообществе, «достаточно изощренная схема предполагает покупку долга независимого кредитора, ввод формально независимой фирмы в процесс, и, как финальная цель, назначение своего временного управляющего и обеспечение должнику контроля над ходом собственного банкротства». Свои аргументы представители независимых кредиторов намерены озвучить уже на ближайшем заседании в Арбитражном суде Челябинской области.
Кредиторы челябинского ООО «ПКО «ЧелСИ», подконтрольного семье вице-спикера регионального Заксобрания Юрия Карликанова, заявили о попытках сделать управляемой процедуру банкротства известного предприятия. По словам представителей юридического сообщества, для этих целей реализуется попытка ввода в процесс формально независимой, но на деле аффилированной через близких лиц фирмы.
История конфликта вокруг банкротства «ЧелСИ», развивающегося параллельно с другими резонансными разбирательствами, в которых фигурируют подконтрольные семье Юрия Карликанова структуры, началась в апреле прошлого года, когда с иском о признании предприятия финансово несостоятельным в арбитраж обратилось ООО «Окна Комфорт» (директор Рафаил Хуснитдинов, учредители – Зульфия Аскарова (40%), Рафаил Хуснитдинов и Леонид Колотовченко (по 30%)). Сумма требований составила немногим более 2,8 млн рублей. Дело в настоящий момент находится на предварительной стадии рассмотрения.
Однако вскоре, в июле 2018 года, по договору цессии «Окна Комфорт» переуступило долг аффилированной с группой Юрия Карликанова компании «Челстройинвест». Затем по аналогичному договору долг перешел к формально неаффилированной с окружением вице-спикера фирме «Погрузочные технологии» (основана в феврале 2018 года, директор Александр Фокин, 100% доли в уставном капитале общества принадлежит ему же).
Отметим, человек с такими же именем и фамилией и аналогичным ИНН значится в качестве директора и учредителя ООО «Нерудтехнологии» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, зарегистрированного в Челябинске по адресу улица Елькина, 81А 3 июня текущего года. Примечательно, что по соседству, на улице Елькина, но в доме 80А, с 16 декабря 2016 года, согласно данным ЕГРЮЛ, располагается контора с аналогичным названием и формой собственности – ООО «Нерудтехнологии», которое считают близким к Юрию Карликанову. Эту фирму возглавляет в качестве директора Игорь Плотников, а в роли учредителя выступает Юлия Александрова – дочь политика. Обе компании специализируются на разработке гравийных карьеров, а также добыче глины и каолина.
Кроме того, по сведениям источников издания, близких к группе Юрия Карликанова, Александр Фокин в последние 3 года работает и получает зарплату в ООО «ТД «Челябоблснабсбыт» (директор – Евгений Илле, 100% уставного капитала принадлежит все той же Юлии Александровой).
На заседании 16 мая представитель «Погрузочных технологий» Дмитрий Петрашев, подчеркивая независимый статус кредитора, сослался на экономическую выгоду сделки приобретения долга компании-банкрота в 300 тыс. рублей. «Полагаем, что экономическая целесообразность сделки присутствует, поскольку право требования на сумму 2,8 миллиона рублей было приобретено за 2,5 миллиона», – аргументировал участник процесса.
При этом свои услуги компания «Погрузочные технологии» оказывает исключительно ООО «Нерудтехнологии» (основанному в 2016 году), от которого и поступила денежная сумма на покупку долга компании-банкрота (согласно имеющимся данным, за 2018 год расчеты с «Погрузочными технологиями» производила только компания «Нерудтехнологии».) Сведения об этом представители независимых кредиторов намерены представить на ближайшем заседании суда.
Смысл покупки долга компании-банкрота, по мнению юристов, заключается в борьбе за право назначения временного управляющего в ПКО «ЧелСИ».
«Погрузочные технологии» покупают требования к банкроту, выкладывая 2,5 миллиона рублей, и обосновывают это намерением заработать 300 тысяч. Учитывая, что российская статистика выплаты реестровых долгов в банкротствах колеблется в пределах 0,3%, а общий объем кредиторской задолженности ПКО «ЧелСИ» приближается к миллиарду, такой «бизнес-проект» просто не может быть успешным. Вопрос, зачем они в действительности это сделали? Ответ очевиден. Для того чтобы воспрепятствовать назначению независимого от Юрия Карликанова арбитражного управляющего, который обязан выявлять необходимые причины банкротства, подозрительные сделки. А может и не делать этого, отчитываясь перед судом и кредиторами, что ничего предосудительного в действиях руководства компании не нашел», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «ЛЕ-АРМ» Евгений Чуркин.
По словам собеседника издания, временный управляющий играет важную роль и на втором этапе банкротной борьбы за преимущество в реестре требований кредиторов, возражая одним кредиторам и поддерживая других.
«Это значимая фигура, обладающая доступом к информации должника, и плюс к этому квалифицированный судебный боец. За то, на чьей стороне он будет выступать, сейчас и идет борьба», – добавил Евгений Чуркин.
Как указывают собеседники «Правды УрФО» в юридическом сообществе, следящие за ходом процесса, поворотным моментом в рассмотрении банкротного дела «ПКО Челябинск-Стройиндустрия» является и то, что независимые кредиторы пытаются изменить порочную, по их определению, практику предоставления подконтрольным должнику кредиторам равных прав с другими, независимыми от должника. Заключенные договоры уступки прав требования, по сути, являются способом оплаты долга должником (аффилированной должнику компанией). Между тем такие обязательства должны погашаться, а не записываться в реестре требований за другим лицом.
«Необходимо разделять формальную аффилированность компаний и их экономические интересы, которые могут быть как на стороне независимых кредиторов, так и на стороне группы Карликанова. Так, несмотря на то, что в «Регионснабсбыте» 100% уставного капитала принадлежит группе Карликанова, никакой управляющей роли они сейчас не играют, так как контроль над обществом полностью принадлежит собранию независимых кредиторов. У общества «Погрузочные технологии», несмотря на формальную неаффилированность с группой Карликанова, экономические интересы совпадают с интересами ПКО «ЧелСИ», то есть должника» – приводит иллюстрацию Евгений Чуркин.
В противном случае, как отмечают участники процесса, предоставление кредиторам, имеющим общие экономические интересы с должником, равных прав с независимыми кредиторами становится «бомбой замедленного действия». По мнению собеседников «Правды УрФО», в этом случае нормальное течение банкротного процесса разрушается. Зависимый от должника кредитор, участвуя в принятии решений по продаже имущества, оспаривании сделок, как правило, лоббирует экономические интересы должника, которые сводятся к максимальному снижению размера выплат независимым кредиторам.
«Суть процедуры банкротства заключается в пропорциональном распределении выручки от продажи имущества должника между независимыми кредиторами. Когда юристы через изменение судебной практики исключат саму возможность воздействия должника на процедуру банкротства, тогда банкротства перестанут быть способом наживы на чужих неудачах, и надежды кредиторов перестанут казаться призрачными. Реального кредитора видно. Он резонно говорит о своих целях и намерениях. К этому его подталкивает и складывающаяся в судах практика, которая при выявлении связи кредитора с должником обязывает кредитора дать исчерпывающие объяснения его самостоятельного экономического интереса, независимого от должника», – поясняет Евгений Чуркин.
Следующее заседание, на котором должны быть представлены сведения о взаимосвязях руководства «Погрузочных технологий» с группой Юрия Карликанова, намечено на 19 июня.