Решение взыскать в Дремлюги и его компаний 17,4 млрд рублей устояло в апелляции. Одновременно с этим суд во Владивостоке постановил вернуть Приморскому краю пирс, приватизированный при губернаторе Сергее Дарькине. Еще раньше государством был изъят и выставлен на торги принадлежавший беглецу плавучий рыбозавод «Владивосток-2000», правда покупатели в очередь за ценным активом так и не выстроились.
Согласно Федеральному закону № 57-ФЗ от 2008 года, иностранные инвесторы не имеют права устанавливать контроль над хозяйствующими субъектами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности российского государства. Однако «крабовые короли» Олег Кан (уроженец Сахалина, являющийся налоговым резидентом Южной Кореи), о котором «Наша версия» уже писала ранее, и Дмитрий Дремлюга (гражданин Украины, получивший российское гражданство в 1999 году, но от украинского паспорта так и не отказавшийся) об этом законе, похоже, ничего не слышали – или успешно делали вид. Свои «крабовые империи» они сколачивали как раз в конце 1990-х – начале 2000-х, получив тогда значительную часть квот на вылов водных биоресурсов. И, понятное дело, были недовольны новым законом о перераспределении квот для рыболовов, после многолетних парламентских баталий вступившим в силу с 1 января 2023 года. Впрочем, проблемы с бизнесом (и с законом) у крабовых старожилов начались гораздо раньше.
Так, Олег Кан покидал Россию в 2012 году после возбуждения в его отношении уголовного дела о заказном убийстве предпринимателя Валерия Пхиденко. После прекращения производства вернулся, но в 2018 году вновь скрылся за границей после того, как стал подозреваемым по делу о контрабанде крабов. Теперь уже, похоже, навсегда, поскольку его защита утверждает, что Олег Кан скончался в феврале 2023 года в Великобритании, хотя Генпрокуратура воспринимает эти заявления весьма скептически, считая его смерть инсценировкой.
Что же касается Дмитрия Дремлюги, то он покинул Россию еще в 2012 году после возбуждения серии уголовных дел, связанных с махинациями на крабовых аукционах в 2009-2010 годах, в то время как его российские компании чуть ли не до последнего времени продолжали действовать и даже получать квоты на вылов рыбы, несмотря на многочисленные к ним претензии. На родной Украине о бизнесмене тоже ничего не слышно, что не выглядит удивительным, учитывая текущее положение дел в этой стране. Предполагается, что беглый «крабовый король» осел в США. Теперь же, когда его империя буквально уплывает из рук в доход российского государства, Дремлюге, похоже, остается лишь бессильно наблюдать за этим процессом, поскольку суды встают на сторону государства, признавая его интересы нарушенными.
Было, да волной смыло
Так, 22 мая Пятый арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу по делу № А51-1300/2024, оспаривавшую определение Арбитражного суда Приморского края от 17 апреля 2024 года. В резолютивной части решения суда первой инстанции сообщалось, что суд «полностью удовлетворил исковые требования Генпрокуратуры РФ к группе физических и юридических лиц (аффилированных с Дмитрием Дремлюгой – прим. ред.) о признании ничтожными договоров о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов и о солидарном взыскании в пользу Российской Федерации ущерба водным биологическим ресурсам на сумму более 17 млрд рублей». Сумма, конечно, несравнимая с претензиями Генпрокуратуры к Олегу Кану и его структурам (там речь идет о примерно 350 млрд рублей), но тоже весьма существенная.
Стоит отметить, что активы «крабового короля» смывает уже второй волной национализации. В прошлом году он лишился «непосильно нажитого» имущества на сумму около 4,3 млрд рублей. В собственность государства перешли квартиры, здания, земельные участки, рыболовные суда, моторные лодки – всего более 200 объектов. Соответствующее решение принял в августе 2023 года Фрунзенский районный суд Владивостока.
Но и это, похоже, еще не все. Буквально на днях Фрунзенский районный суд Владивостока удовлетворил требование прокуратуры о возвращении в собственность Приморского края земельного участка, здания и корабельного пирса на пляже «Юбилейный» во Владивостоке. Эти объекты перешли из казны в частные руки в эпоху губернаторства Сергея Дарькина, «прославившегося» не только активным покровительством бизнес-интересам Дремлюги, но и одиозной кампании приватизации государственной недвижимости. Проведенная прокуратурой проверка установила, что в аукционе на приобретение вышеуказанных объектов недвижимости участвовали два юридических лица, аффилированных с одним и тем же владельцем (нетрудно догадаться, с каким), то есть сделки были совершены с нарушением требований закона. В ходе проверки также были выявлены и другие нарушения. В итоге элитный пляж «Юбилейный» достался ООО «Владорион», учредителем которого является – тадам! – дочь «крабового короля» Алена Дмитриевна Дремлюга. В общем же Алена Дремлюга является учредителем и/или директором 13 юридических лиц, к настоящему моменту два из которых ликвидированы, одно в процессе реорганизации, одно (именно ООО «Владорион») находится в процессе банкротства, остальные продолжают действовать.
Отметим также, что и в иске Генпрокуратуры о взыскании 17,4 млрд рублей в пользу государства ее ФИО фигурировало в списке лиц и компаний, аффилированных с Дмитрием Дремлюгой. И вполне вероятно, что дочь – не единственная «родственная душа», на которую записана какая-то часть активов «крабового короля». Следовательно, и этот иск прокуратуры может оказаться не последним.
Добавим к вышесказанному, что в ходе национализации пула компаний, связанных с беглым краболовом, в собственность Росимущества перешла в том числе плавбаза «Владивосток 2000» – крупнейший в мире плавучий рыбозавод, способный перерабатывать до 2 тыс. тонн рыбы в сутки. Судно было построено в 1980 году в Йокогаме, Япония, и ранее принадлежало одной из компаний Дмитрия Дремлюги Pacific Marine Trowlers Ltd. В последнее время плавучий рыбозавод пришвартован в порту Владивосток.
Сейчас его пытаются продать, однако потенциальные новые владельцы пока не спешат выстраиваться в очередь. Первый аукцион в апреле со стартовой ценой лота в 2,1 млрд рублей пришлось отменить, поскольку за десять дней на него не поступило ни одной заявки. Второй раз «Владивосток 2000» пытались продать в мае, уже за 1,48 млрд рублей, но тоже безуспешно. Третьи торги предполагается провести 19 июня, если до 16 числа поступит хоть одна заявка. Снижение цены уже весьма значительное (дисконт 60%): теперь аукцион должен стартовать с 845,9 млн рублей с учетом НДС, с шагом в 42 млн рублей. Как говорится – налетай, подешевело. Найдутся ли теперь желающие?