Домашней башкирской пчеле оборвет крылья французский «Би Хэппи»

Источник
Жители Ишимбайского района провели сход из-за аукциона по аренде земельных участков. На землю претендуют французские предприниматели, которые планируют наладить там промышленное пчеловодство.
В этом случае традиционному ремеслу местных жителей – производству меда – может прийти конец.

Жители деревень Саргаево, Ибраево и Исякаево создали инициативную группу в составе 12 человек для того, чтобы попытаться отменить назначенный на 5 марта аукцион и приход на ишимбайскую землю сторонних пчеловодов. В группу включен Амир Рахимов, житель Исякаево, почти 20 лет возглавлявший Макаровский сельсовет, в состав которого входят все три деревни.

– На аукцион выставлены участки возле деревень, в километре-полутора от наших пасек, – рассказал он. – Нельзя кочевые пасеки так близко устанавливать, это противоречит закону о пчеловодстве.

По словам Рахимова, который сам держит пасеку, сельские пчеловоды могут лишиться своих доходов от продажи меда. Если большое количество чужих пасек установят на «перелете» (на пути следования пчел от своей пасеки до медоносной липы), то местные пчелы могут попросту заплутать и залететь не в свои ульи.

Некоторые крупные пчеловоды рассчитывали на сотрудничество с французами – они в свое время обещали многое, в том числе закупать у местных производителей мед. Но закрытость иностранцев и низкие закупочные цены изменили отношение пчеловодов, в том числе Рустама Резбаева, который содержит более 1200 пчелосемей.

«Раньше я поддерживал французов, считал этот проект благом для республики. Они обещали закупать мед, открыть лабораторию, крупный перерабатывающий цех. Но, к сожалению, дальше они стали вести себя достаточно скрытно и мед предложили покупать по цене процентов на 30 ниже рыночной».

Рустам Резбаев | пасечник

Французские инвесторы Патрик Хоффман и Антуан Менделовичи заявили о планах наладить в Башкирии производство меда в марте прошлого года. Проект на 160 рабочих мест с общим объемом инвестиций 3,8 млрд рублей был представлен на «Инвестчасе» с участием главы республики Радия Хабирова и включен в перечень приоритетных. Тогда предприниматели рассказали о своих намерениях: создать производственную базу из 30 тыс. пчелосемей, открыть лабораторию качества меда с международной аккредитацией и изготавливать в год до 7 тыс. тонн медовой продукции на экспорт. Также французы обещали организовать работу по сохранению генетики башкирской популяции среднерусской пчелы и продвижению бренда башкирского меда. Завод по переработке медовой продукции с выставочным центром предполагалось разместить в Уфе.

Сегодня Антуан Менделовичи уже не участвует в проекте, об этом он сообщил «Октагон.Урал», но от дальнейших комментариев отказался. Связаться с уфимской компанией «Би Хэппи» по телефону не удалось.

У этой истории есть еще одна сторона. Местную породу пчел уже давно теснит привозная с юга СНГ – в основном из Узбекистана и Киргизии.

Об этом рассказал руководитель Дирекции по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан Салават Нафиков. Часть предоставляемых в аренду земель расположена на территории природного зоологического заказника «Ишимбайский».

– Там экономически выгодно было получать пчелопакеты, но после развала СССР процедуры стали неконтролируемыми. В самом Узбекистане работа с породами не велась. Образовался непонятный генофонд, ученые называют его генетическим мусором, который завозится в Россию, – пояснил собеседник издания.

Как отмечает Нафиков, один такой пчелопакет стоит раза в три-четыре дешевле местного из темной лесной породы, так называемой башкирской. Его закупают как новички в медовом бизнесе, так и те, кому надо побыстрее получить прибыль.

Член инициативной группы жителей Ишимбайского района Амир Рахимов тоже говорит об этом:

– Мы уже два года наблюдаем за ними [представителями французской стороны]. Они привозят породу карника или украинка, точно не скажу, какую именно. Поздней осенью, как медонос закончится, они весь мед забирают, а пчел бросают на произвол судьбы. Те или вымирают, или если сильный рой, то залетают в чужой улей и уничтожают там все.

Как сообщил Рахимов, прошлой осенью приезжие предприниматели попытались установить свои ульи возле деревни Саргаево, но народ стал возмущаться, и им пришлось переехать к Зигановке.

Между тем республиканские власти возлагают на французский проект большие надежды. Осенью этого года в Башкирии должен состояться Международный конгресс «Апимондия», на котором его планировалось презентовать как визитную карточку региона. Но теперь эти планы под вопросом из-за недовольства жителей – они уже организовали сбор подписей против проведения аукциона и передачи земель французскому инвестору, а на 20 февраля намечена акция протеста. Превратится ли «медовый конфликт» в «Куштау-2» или нет, теперь во многом зависит от поведения местных властей и инвесторов.