Документооборот у тюменского олигарха оказался фиктивным

Источник
Вскрыты налоговые махинации в группе компаний Равиля Лезгиева.
Миллиардный финансовый конфликт в Тюмени вскрыл подробности незаконных налоговых схем в так называемой «группе Равиля Лезгиева». В суде были озвучены методы работы и построенный фиктивный хозяйственный оборот между компаниями, подконтрольными бизнесмену: «Западно-Сибирским керамзитом» («ЗСК»), «Западно-Сибирским керамзитобетоном» («ЗСКБ») и еще рядом фирм.

Нарушения прозвучали в ходе рассмотрения иска конкурсного управляющего «ЗСК» к нынешней флагманской компании производителей стройматериалов. На фоне попыток выбить средства из «Западно-Сибирского керамзитобетона» активность проявляют и фискалы, требующие признать предприятие финансово несостоятельным и ссылаясь на вероятные крупные потери госказны.

В текущей ситуации отраслевики дают весьма неутешительные прогнозы относительно перспектив группы и говорят об экономических и социальных последствиях, пусть и отложенного характера. Также участники рынка обращают внимание на обрушение «сложившегося у бетонщиков схематоза», которое, вероятно, должно отразиться не только в судебных процессах, но и в предметном интересе представителей силовых структур.

Арбитражный суд Тюменской области рассмотрел иск конкурсного управляющего ООО «Западно-Сибирский керамзит» (Тюмень; текущий учредитель – Антон Кудрявцев; признано банкротом в апреле 2023 года) к ООО «Западно-Сибирский керамзитобетон» (Тюмень; учредитель и гендиректор – Равиль Лезгиев) о взыскании более 975,1 млн рублей.

Уточним, «Западно-Сибирский керамзитобетон» является крупным отраслевым предприятием и позиционирует себя как поставщик «объектов промышленного и гражданского строительства Тюмени, Уральского региона и Сибири». «ЗСКБ» по итогам 2022 года (далее отчетность не публиковалась) продемонстрировал баланс 398,4 млн (увеличение на 749%), выручку в 1,9 млрд (рост на 1000%) и чистую прибыль всего в 1,1 млн рублей.

При этом с конца того же года у «группы Лезгиева» возникли трения с фискалами. Так, УФНС по Тюменской области инициировало банкротство «Западно-Сибирского керамзита» из-за долга в 190 млн, затем налоговая потребовала наложить арест на имущество бизнесмена, к тому моменту покинувшего пост учредителя, на сумму около миллиарда, а тяжбы добрались до кассации.

Уже весной текущего года ФНС нацелилась на банкротство «ЗСКБ». Эти разбирательства идут до сих пор. И тогда же «Западно-Сибирский керамзит» предпринял попытку взыскать порядка 975 млн «за ранее поставленный товар» с «Западно-Сибирского керамзитобетона». Третьими лицами к процессу привлекли Лезгиева и Кудрявцева. При этом представители истца подчеркивали, что в случае отказа в удовлетворении требований именно им будут предъявлены понесенные убытки. В ходе завершившихся разбирательств между тем всплыли примечательные обстоятельства.

«ЗСК» указал в качестве мотива иска, что при анализе книги покупок и продаж было установлено отражение хозяйственных операций между истцом и ответчиком, согласно которым у «ЗСКБ» перед истцом имеются неисполненные обязательства, а доказательств встречных представлений нет.

В свою очередь, ответчик парировал эти доводы указаниями на отсутствие реальных хозяйственных операций, что в итоге привело к проверкам ФНС. Действительно, в арбитраже был озвучен перечень отраженных в ревизиях примеров махинаций.

«<…> установлено, что «ЗСК» <…> осуществляло деятельность, используя производственные мощности аффилированного, а с 03.10.2019 взаимозависимого для «Керамзитстрой» и «ЗСК» юрлица – «Богандинский завод керамзитового гравия» («БЗКГ»), имеющего в собственности цех по производству гравия, цех по производству керамзитового блока, лабораторию, котельную, железнодорожный подъездной путь <…>. Налоговым органом установлено создание схемы ухода от налогообложения путем оформления фактов хозяйственной деятельности, в действительности не имеющих места», – значится в документах.

Как подчеркнул арбитраж, группой взаимозависимых и подконтрольных лиц – «ЗСК», «БЗКГ», «Союзнедра» – под руководством Равиля Лезгиева были созданы условия, при которых «ЗСК», являясь производителем керамзитового гравия и керамзитобетонного блока, использовал материально-техническую базу подконтрольных лиц. При этом вся группа компаний «не отражала эти операции в бухгалтерском и налоговом учете, не исчисляла и не уплачивала налоги и сборы, и совокупная налоговая нагрузка данных организаций минимальна». Аналогичные нарушения фиксировались и в следующих кварталах.

«В целях занижения налогооблагаемой базы по НДС, завышения расходов и принятия к вычету в интересах «ЗСКБ» создан формальный документооборот <…> с подконтрольной организацией – «ЗСК», – не имеющей в своем распоряжении трудовых, имущественных, технических ресурсов, которое, в свою очередь, отражает формальные операции с техническими компаниями, фирмами-однодневками, не ведущими реальной финансово-хозяйственной деятельности. С начала 2022 года по настоящее время общество является организацией, не ведущей какую-либо финансово-хозяйственную деятельность, у организации отсутствует персонал, сведения о численности сотрудников, отсутствуют реальные поставщики», – констатировал суд. Минимальные обороты, имевшиеся у «ЗСК», в итоге обналичивались путем перечисления средств на карту самого Лезгиева.

Отдельно арбитраж отметил, что фактически единственной целью «Западно-Сибирского керамзитобетона» было умышленное включение в цепочку с целью получения формального права на предъявление вычетов по НДС «транзитной» организации» – «ЗСК».

По итогам рассмотрения дела в удовлетворении требований «ЗСК» было отказано в полном объеме. Параллельно суд упомянул о предъявляемых в рамках дела о банкротстве со стороны ФНС требованиях к «ЗСК» в объеме около 190 млн рублей, а также о текущих разбирательствах с «Западно-Сибирским керамзитобетоном», также по делу о финансовой несостоятельности, где сумма приближается к 380 млн.

Напомним, ранее собеседники издания на строительном рынке обращали внимание на появление в 2023 году, уже после вспыхнувших конфликтов с ФНС, еще нескольких компаний, связанных с Лезгиевым и Кудрявцевым, в частности, московского ООО «Эко-Керамзитстрой» (текущий учредитель и гендиректор – Йигитали Ибрахимжанов) и ООО «Новый Керамзит» из Луганска (учредитель и гендиректор – Антон Кудрявцев). По их мнению, эти конторы «могли создаваться как резервные для будущего участия в цепочках и переброски активов».

«Судя по всему, система налоговых схем, налаженная бетонщиками, сейчас схлопывается как карточный домик. И вероятно, налоговая доведет до известного итога дело о банкротстве «Западно-Сибирского керамзитобетона», как это уже произошло с «ЗСК». Тут, конечно, не только фискалы должны работать, чтобы выяснить, где могли оседать неуплаченные в виде налогов деньги, но и силовики. Кроме того, это и удар по рынку. Да, производителей стройматериалов немало, но уход любого – потеря для региона, как и высвобождение рабочих рук», – заключают собеседники издания в отрасли.