Доходы бюджетов регионов УрФО застряли в судах

Источник
ФНС и АСВ заявили о многомиллионных претензиях. Госструктуры делят налоги обанкротившегося «СтарБанка».
В Москве развернулись суды, вероятно, способные повлиять на поступления в бюджеты регионов УрФО. Конкурсный управляющий признанного банкротом АО «СтарБанк» потребовал в арбитраже вернуть излишне уплаченные финструктурой налоги, указав на перечисления в бюджеты ЯНАО, ХМАО и Свердловской области. Против данной инициативы представителя госкорпорации АСВ уже выступили фискалы, заявив о миллиардной недоимке со стороны банка. Причем 204,8 миллиона рублей потребовали вернуть налоговые органы субъектов РФ. Пока стороны разбираются в правомерности миллиардных претензий к банку, инсайдеры высказывают мнение, что часть данных денег могут получить регионы УрФО, где был широко представлен банк с ямальскими корнями. Финансисты в свою очередь указывают, что перед самым отзывом лицензии миллионы рублей «СтарБанка» уходили его акционерам, и говорят о необходимости оценки данной ситуации правоохранительными органами. 

Миллионы бюджетных рублей, в том числе причитающиеся ЯНАО, ХМАО и Свердловской области, стали поводом для судебных разбирательств между обанкротившимся АО «СтарБанк» и налоговыми органами. Так, на данный момент конкурсный управляющий кредитного учреждения, представляющий госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов», в арбитраже пытается вернуть более 27,8 млн якобы излишне уплаченных финструктурой налогов.

Как следует из материалов разбирательств, среди прочего указываются суммы переплат в бюджеты Ямало-Ненецкого автономного округа (12 млн рублей), Свердловской области (1,2 млн), Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (893,6 тыс. рублей).

В качестве противника возврата средств уже выступили фискальные органы, заявившие, что банку по итогам проверки было доначислено более миллиарда рублей налога на прибыль, а также пени в размере свыше 69,2 млн рублей. Поводом для претензий МИФНС России №50 по Москве стало неправомерное, по мнению ревизоров, невключение в состав внереализационных доходов подлежащего восстановлению резерва на возможные потери по ссудам в размере более 3,2 млрд рублей. В суде налоговики указали, что указанные суммы переплат, в том числе по регионам УрФО, были зачтены в счет недоимки, вскрывшейся по итогам проверки.

Примечательным в этой ситуации является и тот факт, что конкурсный управляющий отказался добровольно возвращать доначисленный банку миллиард. В итоге фискалы были вынуждены выставить инкассовые поручения (расчетный документ, подразумевающий списание средств в бесспорном порядке). При этом, как говорится в материалах Арбитражного суда Москвы, поручения на сумму более 204,8 млн рублей были выставлены налоговыми органами субъектов РФ. В разбирательствах не уточняется, какие именно подразделения ФНС потребовали деньги, однако собеседники издания не исключают, что речь может идти о платежах, в том числе предназначенных для бюджетов регионов УрФО, где широко был представлен банк.

О том, что установленная недоимка могла, в том числе, пойти и в бюджеты различных регионов, говорят и собеседники издания в юридической среде. В свою очередь партнер компании Veritas Law Office Роман Лукичев отмечает, что практически любая проверка организации устанавливает наличие недоимки по налогу на прибыль. Впрочем, как подчеркивает эксперт, ссылаясь на опыт компании, претензии налоговиков удается снять частично или полностью.

Так или иначе, «СтарБанк» уже проиграл первые разбирательства с ФНС по попытке вернуть излишне уплаченные налоги. Теперь конкурсный управляющий финструктуры пытается отстоять свою позицию в Девятом арбитражном апелляционном суде. Кроме того, представителю АСВ не удалось в двух инстанциях оспорить применение фискалами инкассовых поручений. Встали арбитражи на сторону налоговой и в споре о законности решения инспекции, в соответствии с которым кредитной организации было доначислено более миллиарда рублей.

Стоит добавить, что конкурсное производство в «СтарБанке», который изначально создавался на Ямале (был учрежден в 1990 году как «Ноябрьский коммерческий банк» на базе отделения Промстройбанка СССР, а первыми участниками кредитной организации были подразделения «Ноябрьскнефтегаза»), продолжается. Следующий отчет управляющего назначен на 26 декабря 2018 года. При этом представителям АСВ уже удалось выявить ряд крайне сомнительных сделок, заключенных кредитной организацией, в том числе, со своими акционерами.

Отметим, что на момент признания финструктуры банкротом, как было установлено в суде, разница между обязательствами «СтарБанка» и стоимостью его активов превышала 8,4 млрд рублей. Впрочем, как выяснил конкурсный управляющий, это не помешало одному из акционеров и членов совета директоров банка Шавкату Султанову за месяц до введения временной администрации получить из кассы кредитной организации 13 млн рублей.

Отметим, по заявлению представителя АСВ Арбитражным судом Москвы сделка между Султановым и банком признана недействительной. Суд, в частности, согласился с доводами, что будучи акционером и членом совета директоров, Султанов был осведомлен о признаках неплатежеспособности и недостаточности имущества у банка. В итоге вынесено определение, согласно которому бывший совладелец должен вернуть финструктуре 13 млн.

Кроме того, признана недействительной сделка между АО «СтарБанк» и «НПО Сибирская органика» на 6,9 млн рублей, также заключенная в пределах месяца до отзыва у банка лицензии.

«Когда речь идет о такой диспропорции обязательств банка и стоимости его активов, в большинстве случаев с ситуацией надо разбираться представителям правоохранительных органов. Тот факт, что миллионы незадолго до ввода временной администрации уходили акционерам, должен вызвать еще больше вопросов», – резюмирует собеседник издания среди финансистов.