Управление надзора за операциями финансового рынка Швейцарии (FINMA) запретило швейцарской «дочке» Газпромбанка привлекать новых частных клиентов «до дальнейшего уведомления», говорится на сайте организации. FINMA выявило серьезные недостатки в работе Газпромбанка с точки зрения борьбы с отмыванием денег розничных клиентов, указывается на сайте регулятора. При этом, как подчеркивается в релизе, банк не смог дать убедительного обоснования по ряду операций, попавших под проверку.
В 2016 году на основе «Панамских документов» швейцарский регулятор начал расследование в отношении более чем 30 швейцарских банках. Согласно данным FINNMA, проверка местной «дочки» Газпромбанка показала, что банк серьезно нарушал требования регулятора к защите от отмывания денег в период с 2006 по 2016 год. Во многих случаях степень риска транзакций определялась либо неверно, либо с опозданием. Кроме того, банк не всегда сообщал о подозрительных деловых отношениях в швейцарское Бюро по отмыванию денег (MROS) в соответствующие сроки. Как отметил регулятор, многие нарушения касались операций Russische Kommerzial Bank, 100% которого Газпромбанк приобрел в 2009 году.
«Регулятор поручил банку пересмотреть свои процессы по борьбе с отмыванием денег. FINMA будет внимательно следить за осуществлением этих мер и назначил внешнего аудитора для контроля процесса», — говорится в сообщении.
В пресс-службе Газпромбанка подчернули, что речь идет лишь о частных клиентах, «коих минимум», со всеми остальными клиентами банк работает в прежнем режиме.
В «панамском» расследовании «Новой газеты» от 4 апреля 2016 года утверждалось, что компания виолончелиста Сергей Ролдугина International Media Overseas из Панамы открывала счет в швейцарской дочке Газпромбанка. Тогда Ролдугину следовало указать, что он является «политически значимым лицом» (PEP) или что он знаком с другим PEP.
Однако в обоих случаях он ответил «нет», писала «Новая газета», хотя в то время было уже известно из открытых источников о его дружбе с Владимиром Путиным
. Газпромбанк должен был проверить утверждение Ролдугина, говорил бывший член Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Марк Пит, но этого сделано не было. Сразу после публикации «панамского» расследовании швейцарский регулятор заявил о готовности проверить банки.
Еще одна «дочка» российского банка, которая была отмечена в «Панамских» документах — это кипрский банк RCB Bank, который контролировался ВТБ. На момент публикации «Панамского досье» ВТБ принадлежало 46,29% акций RCB, 19,85% — «ФК Открытие», а остальные 33,85% находились в собственности кипрской компании Crendaro Investments Limited, акционерами которой, согласно кипрскому регистратору компаний, на паритетных началах был гендиректор RCB Кирилл Зимарин и RCB Trustees, на 100% принадлежащий самому банку.
Сейчас на сайте банка среди владельцев указаны ВТБ (46,29%) и Crendaro Investments Limited (49,9%), а также Mitarva Limited (3,81%). «Новая газета» писала о том, что RCB Bank был одним из важнейших источников финансирования офшорной группы, аффилированной с Сергеем Ролдугиным. Тогда в пресс-службе ВТБ говорили, что «информация, содержащаяся в расследовании ICIJ в отношении выданных RCB Bank Ltd необеспеченных кредитов, не соответствует действительности».