Гендиректор «Иннопрактики» Катерина Тихонова и ее первый заместитель Наталья Попова подали заявку на регистрацию инвестиционного товарищества «Фонд технологических инвестиций», рассказали РБК управляющий одним из российских венчурных фондов и юрист, работающий в сфере венчурных инвестиций. Управлять товариществом будет компания «Управление инвестициями «ФТИ», она станет специализироваться на посевных инвестициях в стартапы, говорят оба источника.
Наталья Попова через пресс-службу «Иннопрактики» подтвердила РБК создание товарищества «для посевных инвестиций в стартапы в расчете около 3 млн рублей на один проект», отказавшись от дополнительных комментариев.
Что такое инвестиционное товарищество
Инвестиционное товарищество (ИТ) — распространенная в России форма структурирования венчурных фондов. Их деятельность регулируется соответствующим законом «Об инвестиционном товариществе». Товарищества создаются управляющими партнерами, которые управляют портфелем активов и капиталом, а также могут привлекать сторонних инвесторов. Выплаты инвесторам регулируются договором товарищества.
Среди фондов, которые работают в таком статусе, — фонд Национальной технологической инициативы, группа венчурных фондов «Сколково», несколько pre-IPO фондов инвестгруппы Da Vinci, Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций, Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий и др.
Раунды посевных инвестиций, как правило, предусматривают выделение сравнительно небольших средств компаниям на ранних этапах, когда бизнес еще не способен самостоятельно обеспечивать свою деятельность. Это сектор вложений с высоким риском: 90% стартапов терпят неудачу (10% в течение первого года работы), из них 29% из-за нехватки финансирования.
Кто руководит «Иннопрактикой»
Катерина Тихонова занимает пост замдиректора Института математических исследований сложных систем МГУ и руководит фондом «Национальное интеллектуальное развитие», совмещая этот пост с должностью главы Центра национального интеллектуального резерва (ЦНИР, подразделение МГУ). Обе структуры работают под брендом «Иннопрактика».
«Иннопрактика» занимается разработками в сфере высоких технологий и является одним из разработчиков концепции технологической долины на базе МГУ.
Агентства Reuters и Bloomberg ранее называли Тихонову дочерью президента России Владимира Путина. Официального подтверждения или опровержения информация не получала. В декабре 2015 года в ходе пресс-конференции Путин подчеркивал, что не будет обсуждать свою семью, в том числе из-за вопросов безопасности.
Выступая на сессии ПМЭФ в 2021 году, Катерина Тихонова говорила, что «особый интерес для инвестиций и существенного развития инновационных экономик может представлять научно-технологическая сфера, в частности прорывные технологии, а также компании сектора МСП, зачастую базирующиеся как раз на ведущих научных школах».
Наталья Попова, которая кроме работы в «Иннопрактике» занимает пост общественного омбудсмена по защите прав высокотехнологичных компаний, в августе проводила встречу с правлением ассоциации «Национальных чемпионов», на которой призвала делать ставку на быстрорастущие технологические компании, «если мы хотим иметь не один «Яндекс», а десять «Яндексов» и не только в ИТ-сфере, но и в deeptech и biotech».
ОЭСР относит к быстрорастущим компании с ростом выручки не менее 20% в течение трех лет. По оценкам ВШЭ, из более 1 млн российских компаний только 14,6 тыс. показали быстрый рост согласно определению ОЭСР. И доля высокотехнологичных компаний среди всех российских быстрорастущих бизнесов крайне незначительна, отмечали эксперты ВШЭ в докладе «Российские быстрорастущие компании: размер популяции, инновационность, отношение к господдержке».
«Высокотехнологичное производство выделяется тем, что в нем самая высокая доля компаний (практически 50%), для которых ранее периода 2016–2019 годов быстрого роста не было. Половина быстрорастущих высокотехнологичных компаний начали быстро расти только в последние три года. Если мы хотим усиливать роль высокотехнологических секторов в экономике России, государству необходимо стимулировать и поддерживать рост относящихся к ним компаний и внимательно присматриваться к особенностям этих компаний, приспосабливая к этим особенностям инструменты госполитики», — заключали авторы доклада.
Но встрече с high-tech омбудсменом в августе глава совета директоров ГК «Унихимтек» Владимир Авдеев заявлял о «долине смерти» для быстрорастущих технологических компаний из-за отсутствия доступного финансирования и спросил, готова ли Попова лично инвестировать в стартапы. Тогда она сказала, что обдумает предложение.
«Действительно, у нас очень дорогое заемное финансирование. В этой ситуации возможным решением стали бы инвестиции в капитал компаний. Все говорят о буме инвестиций в технологические компании (например, в США). Однако в России частные инвесторы очень редко обращают внимание на быстрорастущие компании», — отмечал Авдеев.