Остановка "Добролета" из-за санкций ЕС поставила под вопрос дальнейшую судьбу лоукостера. Менеджмент компании в авральном режиме ищет новых лизингодателей среди китайских и даже американских компаний, но свободных самолетов на рынке мало. Смена имени перевозчика или его перезапуск на базе другой компании тоже не спасут положение — после начала полетов в Крым против нового юрлица опять введут санкции. Альтернативой остается формирование парка "Добролета" из российских SSJ-100, но, по мнению источников "Ъ", тогда проект обречен на убытки.
Низкобюджетный перевозчик "Добролет", прекративший полеты вчера из-за санкций ЕС, передает два своих Boeing 737-800NG материнскому "Аэрофлоту". Гендиректор "Добролета" Андрей Калмыков пояснил "Ъ", что ирландская лизинговая BBAM Aircraft Leasing and Management прекратила в отношении этих самолетов договор сублизинга между "Аэрофлотом" и "Добролетом", но основное лизинговое соглашение продолжает действовать. Источники "Ъ" на рынке отмечают, что, хотя в парке регулярного перевозчика должно быть не менее трех судов, сертификат эксплуатанта "Добролета" вряд ли будет приостановлен. С одной стороны, "Аэрофлот" может гарантировать увеличение парка или передать перевозчику самолеты SSJ-100, с другой — проблемы "Добролета" чисто политические, поэтому "резко отзывать сертификат никто не будет". В Росавиации ситуацию не комментируют.
Однако получение российских самолетов не спасет авиакомпанию. Андрей Калмыков пояснил "Ъ", что "вся бизнес-модель перевозчика строилась на эксплуатации Boeing 737-800NG", но ирландская SMBC Aviation Capital аннулировала контракт на передачу в лизинг третьего самолета, нет ясности и с остальными судами, которые должен был получить "Добролет" (еще пять в этом году и восемь в следующем). "Мы анализируем возможности заключения лизинговых договоров с азиатскими компаниями, например китайскими или сингапурскими, но очевидно, что свободных самолетов на мировом рынке очень немного",— говорит господин Калмыков. По словам источников "Ъ", лизингодателем может стать, например, зарегистрированная в Сингапуре лизинговая компания с китайским капиталом BOC Aviation, "потенциально" можно сотрудничать и с американскими Air Lease Corporation или GE Capital Aviation Services, учитывая, что США не вводили санкций против "Добролета". "Но вопрос в том, найдутся ли у лизинговых компаний самолеты в нужной компоновке, чтобы избежать проблем с комплектующими, многое решит и то, насколько выгодно будет ценовое предложение "Добролета"",— уточнил собеседник "Ъ".
Вариант "перенесения" бизнеса "Добролета" на другую авиакомпанию, в том числе из группы "Аэрофлот", тоже сомнителен. "Есть политическое решение, что лоукостер должен летать в Крым, прекращение рейсов означало бы подчинение санкциям,— говорит один из источников "Ъ".— Но это приведет к введению тех же санкций". Можно сформировать парк "Добролета" только из российских SSJ-100, но это "кардинально меняет бизнес-модель компании", отмечает другой собеседник "Ъ". По его данным, выйти на операционную безубыточность, которую начал показывать перевозчик, "будет крайне сложно", по сути, проект станет социальным. "К тому же у SSJ-100 70-80% комплектующих —- импортные, и в случае санкций техобслуживание и ремонт могут быть осложнены",— замечает собеседник "Ъ".
В итоге ряд собеседников "Ъ" сходятся во мнении, что "Добролет" "как проект может быть закрыт". Это, в свою очередь, ставит по вопрос о создании "Ростехом" четвертого аэропорта московского авиаузла на базе аэродрома Раменское в Жуковском. "Госкорпорация рассчитывала, что там будет базироваться именно "Добролет", теперь бизнес-модель аэропорта для лоукоста оказывается под вопросом — какой-либо альтернативы нет",— отмечает собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. В "Ростехе" вчера от комментариев отказались. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что у "Добролета" есть шанс найти лизингодателя в Китае или Сингапуре. Но независимый эксперт Андрей Крамаренко сомневается, что с учетом давления санкций ЕС и потенциальной угрозы их введения и в США удастся выстроить всю схему поставок и обслуживания парка.