Высокая прибыльность и лидирующие позиции в России не помогли аэропорту Домодедово привлечь инвесторов — вслед за СУЭК, "Вертолетами России" и "Евросетью" он отказался от IPO. Официально холдинговая компания аэропорта DME Limited, владельцем которой назван Дмитрий Каменщик, связывает проблемы с негативной конъюнктурой рынка. Но участники отрасли и инвестбанкиры уверены, что причина не в рыночной, а в политической конъюнктуре, то есть в конфликте Домодедово с государством.
Вчера утром DME Limited, владеющая активами аэропорта Домодедово, сообщила об отказе от IPO на Лондонской фондовой бирже. В компании пояснили, что считают слишком низкой оценку, которую DME могла получить в ходе размещения. Исходно она рассчитывала привлечь порядка $1 млрд, предложив инвесторам до 20% аэропорта (сейчас единственным бенефициаром компании называется глава совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик). Но банки так и не смогли определить, насколько запросы аэропорта адекватны рынку. Goldman Sachs, выступающий глобальным координатором IPO, оценивал Домодедово на уровне $3,5-7,5 млрд, аналитики Citigroup — $4,2-5,3 млрд, JP Morgan — $4,6-5,2 млрд. Определить диапазон IPO планировалось 30 мая, цену размещения — 10 июня.
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Источники "Ъ" в банках--организаторах IPO утверждают, что такая неопределенность в оценке связана с тем, что потенциальные инвесторы "всегда настороженно следили за развитием ситуации в Домодедово, а именно за его отношениями с государством". Они принципиальны для бизнеса аэропорта и потому, что аэродромы, взлетно-посадочные полосы и ряд других существенных для работы элементов принадлежат государству и не подлежат приватизации. Даже саму идею IPO аэропорта источники "Ъ" на рынке связывали с желанием владельцев Домодедово "обезопасить бизнес" от нападок госструктур.
Конфликт Домодедово с государством длится не первый год, то стихая, то обостряясь. В 2005-2008 годах Росимущество пыталось отсудить у аэропорта терминал и требовало пересмотреть арендную ставку за землю. В 2010 году Домодедово безуспешно убеждало государство построить в аэропорту третью взлетно-посадочную полосу. В этом году после теракта в Домодедово власти обвинили аэропорт в непрозрачности структуры собственности. И хотя теперь господин Каменщик официально представлен как единственный владелец, участники рынка в этом сомневаются.
Переговоры с иностранными инвесторами осложнились и из-за решения о слиянии основных конкурентов Домодедово — государственного Шереметьево и подконтрольного властям Москвы Внуково. Премьер Владимир Путин объявил об этом в конце марта (см. "Ъ" от 29 марта). "Фактически нам дали понять, что российское правительство считает эти аэропорты стратегическими, а Домодедово будет обеспечивать по остаточному принципу. Это подтвердил и пример со строительством третьей взлетно-посадочной полосы",— пояснил "Ъ" один из банкиров.
Источник "Ъ" в правительстве уточняет, что в самом Домодедово тоже сомневались в успешности IPO. В марте, рассказывает собеседник "Ъ", руководство аэропорта даже обратилось к банкам-организаторам с просьбой остановить подготовку к размещению. Но организаторы сочли правильным закончить консультации с инвесторами и лишь потом принимать решение. Банковские аналитики надеялись, что абсолютное лидерство на рынке и высокие финансовые показатели аэропорта перевесят негативные политические факторы. По итогам 2010 года чистая прибыль Домодедово составила 7,7 млрд руб., а рентабельность по EBITDA — почти 43%, что гораздо лучше, чем у большинства основных аэропортов Европы. Но уже на прошлой неделе стало понятно, что IPO все-таки не будет, уточнил собеседник "Ъ". Эту информацию подтвердил и инвестбанкир, знакомый с ходом подготовки IPO. Он пояснил, что интерес инвесторов к аэропорту был минимальным.
Эксперты полагают, что Домодедово может вернуться к идее IPO. Директор Prosperity Capital Management Денис Евстратенко называет актив привлекательным, полагая, что "в 2011 году аэропорт продолжит расти, а показатели его будут только улучшаться". Дмитрий Конторщиков из МДМ-банка уточняет, что речь может идти как об IPO, так и о частном размещении, а также о прямой продаже аэропорта (или доли в нем) новому инвестору. Но либо это должен быть инвестор, полностью устраивающий государство, либо, добавляет аналитик, сначала нынешним владельцам придется полностью урегулировать отношения с властями. В любом случае, уточняет господин Конторщиков, собственникам Домодедово придется согласиться на определенный дисконт к той цене, которую они рассчитывали получить в ходе IPO.