Есть такая формулировка, используемая при трудоустройстве: умеет работать в режиме многозадачности. Приятно отметить, что у некоторых госслужащих и депутатов этот навык с годами не утрачивается и даже, судя по всему, совершенствуется, в том числе за счет деловой активности жен и детей. В дополнение к зарплате такие люди умудряются заработать несколько десятков, а то и сотен миллионов рублей от неких попутных проектов: банковских процентов, дивидендов, продажи различного имущества и т.д.
21 октября текущего года информационное агентство URA.RU сообщило о том, что «сын зампредседателя правительства – полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева Дмитрий увеличил свою долю в нефтяной компании «РИД Ойл-Пермь». Дмитрий Трутнев стал владельцем 38,86% акций компании. До этого Трутневу-младшему принадлежало порядка 5% акций».
Грубо говоря, Дмитрий Юрьевич приобрел 33,86% акций. На основании бухгалтерской отчетности за 2020 год официальная стоимость «РИД Ойл-Пермь» составляет 1,8 млрд рублей. Получается, что 33,86% акций компании, приобретенных Дмитрием Трутневым, стоят около 611 млн рублей.
Неблагодарное дело – считать деньги в чужих карманах. Но поскольку дело касается чиновников столь высокого ранга, давайте все-таки посчитаем.
Дмитрий Трутнев является индивидуальным предпринимателем с основным видом деятельности «аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом». В частности, он имел три государственных контракта с Пермским театром оперы и балета имени П.И. Чайковского, каждый по 748 тыс. рублей на общую сумму 2,244 млн рублей. Иные доходы Дмитрия как индивидуального предпринимателя нам не известны, но, похоже, они не являются заоблачными.
Компания «Проперти», также занимающаяся арендой и управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, где Дмитрий Трутнев стопроцентный учредитель, за последний отчетный период (2020-й) показала балансовый убыток 2,5 млн рублей.
Еще одна компания Дмитрия Трутнева, где он также стопроцентный собственник, «Пермгражданстрой-Инвест», вступила в текущий год с убытком 6,4 млн рублей.
И, наконец, ООО «Айсикел», где Дмитрий Трутнев имеет долю в 99%, находящееся в настоящее время в процессе реорганизации в форме преобразования и имеющее в своем штате количество сотрудников числом ноль, по итогам 2020 года имеет убыток в 847 тыс. рублей.
Дочернее ООО «Айсикел» – Русская соляная компания – тоже прибылью не блещет, за прошлый год она составила всего 384 тыс. рублей. Разве что другая «дочка», «Фактор Плюс», в которой «Айсикел» владеет 50%, показала при нулевой выручке 20 млн рублей прибыли.
Доля же в 5%, принадлежавшая ранее Дмитрию Трутневу, из прибыли «РИД Ойл-Пермь», которая, как мы видели выше, составила 84 млн рублей, принесла ему чуть более 4 млн рублей.
Других юридических лиц, по данным ЕГРЮЛ, за Дмитрием Трутневым не числится.
Интересно, подумали мы, откуда у Дмитрия Юрьевича взялись более 600 млн рублей для покупки акций «РИД Ойл-Пермь»?
Вероятно, он взял банковский кредит? Но каждый разумный банкир, посмотрев на финансовый анализ деятельности компаний Трутнева-младшего, наверняка ответил бы отказом. Если, конечно, его бы об этом «очень хорошо» не попросили.
А может, Дмитрию папа в долг дал? Но по итогам 2020 года Юрий Трутнев задекларировал доход в 42,3 млн рублей (в 2019 году было 180 миллионов). Как видим, тоже негусто. Или друзья позаимствовали?
А может быть, и не было никаких сотен миллионов? Если деньги действительно прошли, вероятно, это могло быть сделано для придания сделке реального характера. Но что, если в реальности их источником стал давний друг и земляк Юрия Трутнева – Андрей Кузяев, чья компания «РИД Ойл» также соучредитель «РИД Ойл-Пермь» и даже имеет похожее название? Но нам почему-то кажется, что «РИД Ойл-Пермь» кому принадлежала, тому и принадлежит. А то, что произошло, не более чем легализация давно существующей системы отношений.
В учредителях значатся кипрские фирмы «ПФИГ Оверсиз Инвест Холдинг Лимитед» и «Оверия Трейдинг Лимитед». Они вполне могут быть подконтрольны близким к крупному чиновнику людям. О них мы постараемся собрать информацию в следующий раз. Кстати, упомянутая компания с ограниченной ответственностью по акциям «ПФИГ Оверсиз Инвест Холдинг Лимитед» владеет в России еще пятью юридическими лицами с пермскими корнями и, если покопаться, интересной историей.
Взаимосвязи Трутнева-младшего с пермскими бизнесменами не раз указывали на успешную реализацию его отца GR-возможностей. Взять хотя бы лакокрасочный завод «Маршал», аффилированный с уже упомянутой нами компанией «Айсикел» через ее гендиректора Артема Бокова. «Маршал» выступал подрядчиком в почти десятке госконтрактов, в том числе для оборонных предприятий вроде патронного завода в Хабаровском крае.
В портфеле «Айсикел» есть доли в ООО «Фактор Плюс» и Русской соляной компании. Последняя позиционируется крупным поставщиком продукции «Уралкалия». Трутневу-младшему с 2016 года принадлежит 100% ООО «Пермгражданстрой-Инвест», которое заключило с пермскими властями договор аренды лесного участка площадью 1,98 гектара.
Судя по публичной кадастровой карте, участок расположен на берегу реки в районе Полазны. Именно в тех краях находится и коттеджный поселок «Лукоморье» с собственным лодочным причалом.
Список активов бывшего пермского губернатора и бывшего министра природных ресурсов можно продолжать долго. Но сейчас нам куда интереснее проследить цепочку Юрий Трутнев – Трутнев-младший – «РИД Ойл-Пермь» – «РИД Ойл» – Андрей Кузяев.
По жизни вместе
Дороги Андрея Кузяева и Юрия Трутнева могли пересечься еще в юношестве. Тут и землячество – оба чуть ли не выходцы из одной деревни, – и юношеские увлечения боевыми искусствами (кекусинкай у Трутнева и бокс у Кузяева), с которыми они не расстаются и по сей день. Но еще более вероятным было их сближение на почве совместного бизнеса.
В 1996–2003 годах Андрей Кузяев был генеральным директором одного из крупнейших налогоплательщиков региона – ЗАО СП «Лукойл-Пермь», созданного на основе советского ПО «Пермнефть». Юрий Трутнев за это время сделал головокружительную карьеру, став поочередно мэром Перми (1996 год), губернатором Пермской области (2000 год) и членом президиума Государственного совета Российской Федерации (2003 год). В 2004 году он шагнул на федеральный уровень – стал министром природных ресурсов России. После года (2012–2013) в ранге помощника президента РФ он занял текущий пост замглавы правительства РФ и полпреда в ДФО.
Поднимаясь по карьерной лестнице, Трутнев мог, с одной стороны, возмещать Андрею Кузяеву поддержку на губернаторских выборах (о чем пишет Википедия), с другой стороны, сам остро нуждался в человеке, которому можно было бы довериться, вложив в него административный ресурс.
Не исключено, что бизнес-взаимодействие Кузяева и Трутнева началось с оказания ЧОПом нынешнего полпреда охранных услуг ЛУКОЙЛу, руководимому Кузяевым. Сын, Дмитрий Трутнев, был тогда слишком молод для подобной нагрузки, а вот Андрей Кузяев оказался оптимальным вариантом, хотя и не единственной, как говорят, «корзиной для золотых яиц».
Вот после того, как Юрий Трутнев освоился на новом месте, Андрей Кузяев получил путевку в ДФО. При содействии полпреда президента в ДФО он сначала стал независимым директором ОАО «Фонд развития Дальнего Востока», призванного «активизировать поддержку частных промышленных проектов». Ну а после пересел в кресло председателя совета директоров.
Земляки Юрия Трутнева получают в Приморье не только поддержку в развитии карьеры. В 2015 году Фонд развития Дальнего Востока одобрил инвестиции в строительство инфраструктуры на Солнцевском месторождении, которое разрабатывает Восточная горнорудная компания (ВГК). Объем государственных вливаний составил 2,8 млрд рублей под 10,5% годовых на 10 лет, говорилось в решении правительственной подкомиссии по инвестиционным проектам на Дальнем Востоке под председательством Трутнева. При этом в ВГК в должности заместителя генерального директора работает давний соратник вице-премьера Андрей Мотовилов. Когда Юрий Трутнев был губернатором Пермской области, Мотовилов был заместителем гендиректора «Уралкалия».
«Частно-государственное партнерство»
Есть и еще один интересный эпизод. Насколько можно понять, в середине 1990-х Юрий Трутнев, еще будучи мэром Перми, побывал в Израиле, где мог познакомиться с бизнесменом Львом Леваевым. По одной из версий, там могла возникнуть договоренность создать под Леваева гранильное предприятие «Кама-Кристалл», ставшее впоследствии монополистом по обработке пермских алмазов. Это предприятие было ликвидировано в 2014 году. Но именно в это время Трутнев стал куратором крупнейшего российского добытчика алмазов – Алроса, и Леваев вновь воспрянул на российском алмазном рынке. А потом завод по обработке алмазов «Кристалл» удобно ушел к Алроса. Хотя публично Трутнев высказал сомнение в целесообразности этой сделки.
Хозяйственность Юрия Трутнева не должна заканчиваться хорошими отношениями с нефтедобытчиками и добытчиками алмазов. В Перми есть еще и добыча удобрения «Уралкалием». В 2007 году коллеги доложили, что без нынешнего полпреда тоже не обошлось. В разгар крупного провала в 2006 году выявилось противостояние: губернатор Пермского края Олег Чиркунов против тогда еще министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева. Глава региона настаивал, что крупнейший провал имеет связь с деятельностью компании, а вот радетель экологии был уверен, что обвал произошел по естественным причинам. Удачная попытка получить контроль над разбирательством закончилась аппаратной победой Юрия Трутнева. И вот СМИ URA.RU вышло с сенсационным объяснением «Министр РФ – бенефициар крупного уральского предприятия».
За годы руководства Юрия Трутнева в должности министра природных ресурсов стоит отметить и другие потенциальные лоббистские достижения. Как нам уже ясно, не случайно министерство одобрило выдачу ЛУКОЙЛу лицензий на ведение геологоразведки и разработки в спорных местах. В частности, в 2008 году все шесть нефтяных участков Верхнекамского месторождения калийных и магниевых солей достались ЗАО «Кама-Ойл», в котором по 50% принадлежало ООО «Лукойл-Пермь» и Madura Holding Limited, владельцу «Уралкалия». Уникальность месторождения состоит в том, что нефтяные участки располагаются ниже соляных залежей. Именно поэтому, писал тогда «Коммерсантъ», «совместное предприятие – единственная возможность безопасно разрабатывать это месторождение». А потом мы узнали про новые гигантские провалы земли в Соликамске и Березниках. Старые штольни калийщики заполняют водой. Порода осыпается, и тогда на поверхности образуются озера – провалы, заполненные водой. Выкачивать из-под таких месторождений нефть может быть не самой умной идеей. Как себя поведут линзы воды под землей, после того как из-под них откачали нефть, не до конца ясно. Зато у Минприроды на тот момент к этой авантюре вопросов не возникло – и добыче черного золота дали зеленый свет.
Как водится, скелеты, хранящиеся в шкафу, о которых говорят в переносном смысле, в некоторых условиях могут обернуться трупами реальными. Так было с шахтами «Уралкалия», но было давно. Теперь уже почти забыто. По всей видимости, настало время монетизации вложений и возврата их в семью. Может, этим сейчас и занимается сын Дмитрий? Если так, то старые партнеры отца ему в помощь.
Справка
В последней декларации Юрий Трутнев показал доход в 42 млн рублей, а также прирост капитала супруги в 1 млн рублей. Не забыл указать недвижимость (земля – 7 тыс. квадратных метров, дом – 819 квадратных метров, доля в квартире и несколько нежилых активов), но и солидный автопарк – Porche Cayenne Turbo, Mercedes Benz GLЕ 450, BMW Х6, Toyota Highlender. У Юрия Трутнева не только сын Дмитрий, но еще четверо детей.