Обвиняемые в хищении средств при реконструкции резиденции президента РФ в Ново-Огарево, в том числе миллиардер Дмитрий Михальченко, закончили знакомиться с материалами дела. В ближайшее время оно будет передано на утверждение в Генпрокуратуру, которой предстоит разбираться в ряде непростых вопросов. В частности — в обоснованности заключения досудебных соглашений с топ-менеджментом компании «БалтСтрой».
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, большинство обвиняемых уже поставили свою подпись об окончании ознакомления с материалами. Оставшиеся сделают это в конце нынешней недели, после чего обвинительное заключение будет передано на утверждение в Генпрокатуру. Надзорному ведомству придется ответить на вопрос, насколько выполнены и вообще законны ли досудебные соглашения, заключенные во время следствия. Их подписали совладелец «Балтстроя» Дмитрий Сергеев и топ-менеджеры этой компании Станислав Кюнер и Дмитрий Торчинский. Причем для представителей «Балтстроя» это стала не первая сделка со следствием. Ранее они заключили ее в рамках дела о хищениях при реставрации объектов Министерства культура. Благодаря этому бизнесмены получили условные сроки. В рамках расследования о хищениях при ремонте резиденции президента Сергеев, Кюнер и Торчинский вновь заключили досудебные соглашения.
«При первой сделке они должны были сообщить обо все известных им фактах преступной деятельности, но, выходит, о хищениях при реконструкции резиденции умолчали. Несмотря на это, с ними снова подписали соглашение. Какой-то пародокс. Причем первыми задержали Кюнера и Торчинского, они заключили сделки, но ничего не сообщили о роли в преступлении своего босса Сергеева. Его под стражу отправили гораздо позже. Тоже странная ситуация», — высказывает мнение собеседник агентства.
К тому же сейчас начинает выясняться, что представители «Балтстроя» уже после задержания сумели переписать дорогостоящие объекты недвижимости на знакомых. Арест на эти активы не был наложен, что вызывает недовольство у потерпевшей стороны — ФСО РФ.
Хищения 1,5 млрд руб. при реконструкции так называемого объекта «Огарево-53» (резиденции президента) — только один из эпизодов масштабного расследования. СК также проверял сведения о возможных хищениях еще на трех спецобъектах: «Красная площадь, 5» (комплекс зданий на главной площади страны); «Горки-9» (резиденция премьер-министра) и «Воробьевы горы» (дачи и дома приемов для высших лиц государства и посещающих Москву лидеров других стран). Также велась проверка данных о возможных хищениях при реконструкции Кремлевской стены.
По словам источника «Росбалта», однако, похоже, обвинения по этим эпизодам предъявлено не будет. Экспертиза не смогла выявить, что при работе на этих объектах были совершены хищения, а заказчику причинен материальный ущерб.
Перед судом должны предстать уже бывшие руководитель службы инженерно-технического обеспечения (СИТО) ФСО России генерал-майор Игорь Васильев и начальник отдела СИТО ФСО Улитин. Оба отрицают свою вину. Также ее не признает и совладелец «Балтстроя» Дмитрий Михальченко.
По версии СК РФ, создателем и основным лидером преступной группы являлся санкт-петербургский миллиардер, сейчас уже бывший владелец порта «Бронко», совладелец группы компаний «БалтСтрой» Дмитрий Михальченко. У него, как предполагают следователи, было в ОПГ два ближайших заместителя — это глава ФГУП «Атэкс» ФСО РФ Андрей Каминов и второй совладелец ГК «БалтСтрой» Дмитрий Сергеев. Они руководили структурными подразделениями группировки. Также, по мнению СК РФ, Михальченко привлек к совершению преступления — растрате бюджетных средств — главу СИТО ФСО Игоря Васильева и начальника отдела СИТО ФСО Улитина. Правда, если Михальченко и большинству других фигурантов дела инкриминируют статьи УК РФ 210 (организация преступного сообщества) и 160 (присвоение или растрата), то представителям ФСО только 160-ю.
По версии следствия, при реконструкции резиденции Путина «БалтСтрой» завысил цены на установленным там системы кондиционирования. Этим занималась «дочка» ГК — «Климат Проф». Двум ее руководителям — Родионову и Перевалову — обвинения предъявили еще давно, а вот третьему топ-менеджеру — Мальцеву — статью 160УК РФ инкриминировали только в конце следствия. Также «БалтСтрой» «втридорога» сделал кровлю для резиденции. Все это «потянуло» на ущерб в 225 млн рублей. Однако потом, как полагает СК, была придумана более интересная схема присвоения бюджетных денег.
С самого начала работ на резиденции отмечались большие трудности с попаданием на объект строителей. Абсолютно все они должны были получить допуски на присутствие на секретном объекте, каждый раз проходили полный досмотр и т. д. А проезд грузовика со щебнем или бетономешалки превращался в настоящую эпопею. Водителей высаживали у ворот резиденции, машину крайне долго осматривали, в том числе — с помощью специальной аппаратуры, потом за руль садился другой шофер, имеющий «допуск», и только тогда она въезжала на территорию. Из-за проблем с соблюдением безопасности работы продвигались очень медленно, с задержками. Чтобы хоть как-то приблизиться к нужным срокам, строительство постоянно велось в нерабочее время. В результате «БалтСтрой» поставил перед ФСО вопрос о том, что по стандартным коэффициентам оплаты работы проводить в резиденции невозможно. ФСО, согласовав этот вопрос с Минстроем, ввела повышенные коэффициенты, благодаря которым «БалтСтрой» «заработал» больше 1,2 млрд рублей. Общая сумма ущерба составила 1,5 млрд рублей.