В чьих интересах может продолжаться уголовное преследование известного якутского предпринимателя Михаила Мярикянова?
В редакцию The Moscow Post за помощью и защитой обратился бизнесмен. Преследование Михаила Мярикянова продолжается уже несколько лет. И конца-края этому пока не видно…
Цитируем часть письма: "С 2016 года против меня, предпринимателя и генерального директора ООО "Северная строительная компания" было возбуждено уголовное дело. Компания входила в 5 крупных застройщиков Якутии. Строила школы, детские сады, жилые кварталы: более 7500 семей получили новые квартиры в добротных домах. Уголовное дело было сфабриковано с целью захвата имущественного комплекса, современных иностранных заводов железобетона".
Как рассказал при нашем общении г-н Мярикянов, обыски и изъятие документов сопровождались организованными выступлениями полиции в СМИ. В итоге сотрудники компании - почти 400 человек - уволились.
Михаил Мярикянов неоднократно обращался в прокуратуру с просьбой отменить уголовное преследование, а также подписку о невыезде, которая действует с 2018 года.
Кто же так "удружил" известному предпринимателю?
По признанию Мярикянов, его бизнес под откос был пущен главой Якутии, а тогда мэром Якутска Айсеном Николаевым.
Как известно, в 2018 г. г-н Николаев возглавил Якутию. И именно с 2018 г. в отношении Мярикянова начали закручивать все "гайки". Параллельно семья Айсена Николаева просто "утонула" в алмазном бизнесе. Об этом в Якутии знают даже школьники. Таким образом, "алмазные" подвески супруги Николаева, которая тоже занимается этим "драгоценным" бизнесом, вышли на первый план, хотя Михаил Мярикянов после окончания учебы в США, вернувшись в родной Якутск, начал предлагать перспективные строительные технологии. Он построил два высококачественных железобетонных завода, с помощью которых могли бы обеспечить добротными квартирами всех жителей Якутии. Но блеск алмазов для г-на Николаева оказался сильнее?
В запутанном деле Михаила Мярикянова разбирался корреспондент The Moscow Post в Якутии.
1 тонна золота
Нужно напомнить, как именно Айсен Николаев пришел к власти…
"Сразу после окончания Московского госуниверситета в середине 90-х, в совсем молодом возрасте он стал первым вице- президентом крупнейшего фонда" Сахаалмазпроминвест", -рассказывает Михаил Мярикянов. - И начал пользоваться неограниченной финансовой властью, получил возможность распоряжаться 1 тонной золота Комитета драгоценных металлов Якутии. И почти сразу стал депутатом законодательного собрания Ил Тумэн РС(Я)".
Это стало благодаря якобы победе среди избирателей Оленекского улуса. Кстати, общая численность избирателей в этом улусе не превышает 1000 человек. Николаев признавался многим, что выборы в депутаты народного собрания ИЛ Тумэн дались ему дались легко, поскольку он вольготно распоряжался средствами Фонда "Сахаалмазпроминвест". И, как говорят, сумел договориться с несколькими представителями родовых общин.
В этом же самом улусе жена Айсена Николаева стала полноправной хозяйкой в ООО "Арктическая горная компания" с долей участия в 40% и ресурсной базой в 958 млн. долларов.
В период ожесточенной избирательной кампании, возглавляя предвыборный Штаб Тумусова противника другого кандидата в президенты Якутии, Николаев в итоге перешел к победившему предвыборную кампанию Штытову. И стал у него руководителем администрации.
Айсен Николаев был председателем Наблюдательного совета ОАО "Саха ипотечное агентство" (ОАО "СИА") и ее акционером. В группу компаний ОАО "Саха ипотечное агентство" входило и ООО "Мархинский завод ЖБИ".
Война мэра Якутска
"Северная строительная компания" как дочерняя компания ОАО "Саха ипотечное агентство" до 2015 года входила в 5 крупных застройщиков Якутии, построила несколько десятков жилых объектов, школу на 850 мест, детсад и объекты социального назначения в условиях вечной мерзлоты.
ООО "Северная строительная компания" с 2002 года была заказчиком-застройщиком. Строила и сдавала объекты не только в Якутске, но и в Мирном, Нюрбе, Покровске.
При поддержке Россельхозбанка ООО "Мархинский завод ЖБИ" в 2015 году ввел в эксплуатацию два высокоэффективных завода с технологиями США: завод для производства многопустотной преднапряженной линии объемом выпуска до 430 тыс. кв. метров в год, а также бетонный завод "Веллер" производительностью до 178 куб. м. в час.
"Запуск новейшей строительной технологии позволил бы снизить стоимость вводимого жилья до 45 тыс. рублей за квадратный метр при объеме строительства до 180-200 тыс. квадратных метров, - продолжает наш разговор Михаил Мярикянов. - На 2021 год стоимость строительства жилья в Якутии все еще составляет до 110 тыс. рублей за квадратный метр".
С чего же началось противостояние?
Это произошло в праздничный день 12 июня 2015 года.
По указанию мэра Якутска Николаева две сотрудницы мэрии Евтюшина и Новоселова незаконно проникли на строительный объект компании Мярикянова и составили акт об отсутствии рабочих на стройплощадке. Этот акт послужил основой для составления искового заявления мэрии Якутска о досрочном расторжении муниципального контракта по программе переселения сирот и граждан из аварийного и ветхого жилья, а также немедленном возврате аванса в 58 млн.рублей .
В социальных сетях и СМИ была распространена информация о расторжении муниципального контракта мэрии Якутска с застройщиком. "Кстати, разрешения на строительство выдавались мэрией на 1-3 месяца, договора аренды земли под строительные объекты не заключались или расторгались под разными предлогами, - вспоминает Михаил Михайлович. - Многочисленные проверки Госархстройнадзора выявляли незначительные, высосанные из пальца нарушения".
Потом началась переписка правительства Якутии с основным кредитором - Россельхозбанком, в котором обслуживались все компании строительного холдинга Мярикянова.
В итоге было заведено уголовное дело № 54130. Наш собеседник же уверен, что оно было "сфабриковано с целью захвата имущественного комплекса, современных импортных заводов железобетона". Активы компании даже после 5 лет банкротства отражены в балансе арбитражных управляющих в 2020 году на сумму в 1,8 млрд рублей.
Михаил Мярикянов был задержан.
Следователь СЧ МВД Якутии Дейграф подал ходатайство заключить бизнесмена на время следствия в СИЗО. Следствие посчитало, что Михаил Мярикянов может скрыться, поскольку перед арестом он летал в Сочи, Новосибирск, Москву и Благовещенск.
Еще Мярикянов якобы может оказать давление на свидетелей и препятствовать сбору доказательств. В характеристиках следователи пометили, что подследственный обладает высоким уровнем интеллекта, математическим складом ума, знает иностранные языки, имеет высшее экономическое образование.
Но надо также напомнить и о том, что Михаил Мярикянов вернулся из-за границы домой в Якутию в очень сложное время: в экономике был глубочайший кризис. Люди месяцами не получали зарплату.
Мярикянов быстро собрал команду единомышленников и принялся внедрять инновационные методы в строительстве, создал компанию ОАО "Саха ипотечное агентство". И в Якутске очень быстро стали возводиться добротные жилые дома и объекты соцназначения.
Но кое-кому, кажется, не понравилась предпринимательская жилка Михаила Мярикянова. Заинтересованные лица из числа чиновников начали предпринимать недружественное поглощение?
Для этого привлекаются лучшие юристы и СМИ. Против Михаила Мярикянова и его команды, как уверяет бизнесмен, начала работать вся административная и правоохранительная машина. Так начались обыски, аресты и очернение бизнеса через СМИ.
"Почему у нас нет Илона Маска, Стива Джобса, Ли Бен Чхоль? Да потому, что мы начинаем топтать перспективные компании, не дав им окрепнуть," - так считают коллеги Михаила Мярикянова.
"Тащили все, что можно"
Потом началось "растаскивание"…
"Тащили все, что можно, - рассказывает Михаил Мярикянов. - Хищение узлов и агрегатов с американского завода "Спанкрит", признанного постановлением следователя МВД Якутии вещественным доказательством. Завод был передан под расписку конкурсному управляющему ООО "Северная строительная компания" С.С. Маршинцевой."
Предварительный ущерб составляет 174 350 долларов. Уголовное дело возбуждено, но оно волокитится.
В материалах уголовного дела еще обнаружен и один загадочный гражданский иск, который защита Мярикянова называет не иначе как подложным: на основании этого иска был наложен арест на имущество, подписанный якобы бывшим конкурсным управляющим на сумму 746 млн. рублей в его же пользу. Стоимость непроданных квартир составляет более 640 млн. рублей, но объект передан по решению Арбитражного суда за 5,3 млн. рублей без проведения тендера на достройку строительной компании "Якутпромстрой". Но эта компания входит в реестр недобросовестных застройщиков.
"Камушки" Людмилы Николаевой
Но пока мучительно разрушался бизнес предпринимателя Михаила Мярикянова, ввысь и ввысь шел алмазный бизнес супруги главы Якутии Людмилы Николаевой.
С февраля 2020 года госпожа Николаева владеет 40% "Арктической горной компании" (АГК), которой принадлежит лицензия на разработку месторождений. Запасы оцениваются почти в миллиард долларов.
Людмила Николаева начала инвестировать в компанию с 2016 года, когда у АГК появились лицензии на геологоразведочные работы на месторождениях в якутской Арктике. В это время ее супруг был мэром Якутска.
Госпожа Николаева уже 5 лет значится миноритарием инвестиционной компании "Поларктик капитал" (входит в группу Polarctic Capital), созданной для привлечения средств в развитие "Арктической горной компании".
"Поларктик капитал" инвестировал в геологоразведку на месторождениях компании 70 млн. рублей.
Надо напомнить, что Людмила Николаева с 2005 года работала в "Алмазэргиэнбанке" – уполномоченном агенте регионального правительства по обслуживанию инвестиций в добывающие отрасли. В 2014 году была назначена председателем правления банка.
После того, как Айсен Николаев в 2018 году был избран главой Якутии, ушла с поста. Но осталась советником нового председателя.
Доля в алмазодобывающей компании – в перспективе самый доходный бизнес Людмилы Николаевой, но далеко не первый в практике.
С 2004 года супруге главы Якутии принадлежали оптовая компания "Якутснаб", Табагинская лесопильная компания, а также "Передовые медицинские технологии".
Часть этих активов ликвидирована, а доли в компаниях – владельцах недвижимости жена главы Якутии передала в феврале 2021 года своей старшей дочери - Анне Николаевой.
Назад, в 20 век?
"Возможно, наши успехи в течение 15 лет мешали власти? - сам себе задает вопрос Михяил Мярикянов. - Хотя Мархинский завод железобетонных изделий является третьим по величине заводом в Якутии. Объем производства железобетонных изделий за последние 15 лет не снижался до уровня 5000 куб. метров, а проектная мощность завода составляет 15 ты. кубических метров железобетона в год".
Михаил Мярикянов постоянно участвовал в международных строительных выставках, тесно общался с представителями российских строительных компаний. И ему становилось понятно, почему есть такая отсталость в развитии Якутии.
Завод "Спанкрит" является одним из ведущих заводов преднапряженного бетона, который производит строительные материалы в 49 странах мира. Чем оправдан столь большой успех? Простотой управления, высокой эффективностью и производительностью оборудования.
По оценкам европейских экспертов, в Европе с 50-х годов прошлого столетия построено зданий обшей площадью свыше 1 млрд. кв. метров сборного железобетона!
Но вместо помощи предприятию стройиндустрии и прежний глава республики Егор Борисов публично грозился закрыть завод. Потом эстафету перенял Айсен Николаев. Оборудование, приобретенное за счет бюджетных средств Республиканской инвестиционной компании - это 500 млн. рублей, до сих пор не введено в эксплуатацию.
Получается, алмазные "подвески", действительно, занимают лидирующее положение в республике…
Но жилые кварталы, новые больницы, школы, детские сады, спортивные комплексы возводят все-таки строители, а не владельцы алмазных копей.
Получается, что Айсен Николаев отодвинул государственные интересы в угоду личным, более того, по сути, разрушил успешный строительный бизнес Михаила Мярикянова?