9 января 2020 года The Law Offices of Bud Cummins — фирма бывшего окружного прокурора США Бада Камминса — отправила письмо руководителям сразу двух могущественных ведомств:
Кеннету Бланко, директору FinCEN, — подразделение минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями;
Андреа Гаски, директору OFAC, — управление по контролю за иностранными активами, которое в том числе отвечает за введение международных санкций.
В письме Камминс как представитель «некоторых вкладчиков» Промсвязьбанк
а требует от минфина США рассмотреть возможность введения санкций против бывших владельцев банка Дмитрия и Алексея Ананьевых.
Сам Камминс подтвердил The Bell отправку письма.
Суть конфликта бывших вкладчиков Промсвязьбанк
а с Ананьевыми заключается в том, что незадолго до санации банка в 2017 году менеджеры банка по работе с состоятельными клиентами предложили им вложиться в кредитные ноты (CLN). Бумаги были за балансом Промсвязьбанк
а, но выпускались под гарантии компаний, конечными бенефициарами которых были Ананьевы.
Всего было три выпуска нот — на $100 млн и €30 млн с погашением в 2019 году и на $70 млн и €30 млн с погашением в 2020 году, объяснял один из клиентов в разговоре с The Bell (параметры третьего выпуска не были известны). Похожая схема описана в письме Камминса и в материале «Коммерсанта».
Своих денег вкладчики больше не увидели: ЦБ забрал Промсвязьбанк
на санацию, а по нотам был допущен дефолт. В общей сложности покупателями CLN были около 250 клиентов Промсвязьбанк
а, некоторые вложили в них все сбережения.
За что Ананьевых преследуют в США
Часть пострадавших держателей нот в 2018 году предприняла попытку судиться с Ананьевыми, подав иск в Лондоне, но «полностью его проиграла», говорил «Ведомостям» представитель Дмитрия Ананьева. Суд решил, что заявители ошиблись юрисдикцией.
После этого группа вкладчиков решила попытать счастья в США: они наняли экс-прокурора Бада Камминса расследовать роль американских банков в схемах Ананьевых. В рамках этого расследования Камминс и потребовал ввести против братьев санкции США.
Свою позицию Камминс в письме обосновывает так:
Мошеннические операции, в ходе которых из банка вывели более $200 млн, полученных от кредиторов, проходили через корсчета Промсвязьбанк
а в США – в частности, в банках JPMorgan Chase, Bank of New York Mellon и Citibank. Пунктом назначения был Кипр.
Ананьевы были в числе российских олигархов в «кремлевском докладе», опубликованном в рамках закона США о санкциях (CAATSA) в январе 2018 года (сам доклад, впрочем, целиком повторял российский список Forbes и носил скорее формальный характер. — The Bell).
Также Ананьевы находятся под украинскими санкциями как влиятельные близкие к Путину россияне, которые имели отношение к аннексии Крыма, пишет Камминс.
Все это — повод подойти к вопросу о санкциях против Ананьевых серьезно, а расследование их деятельности может помочь обнаружить «транзакции, представляющие большой интерес для минфина США», говорится в письме.
«Возможность перемещать большие объемы денег в самой ценной валюте мира — сильная сторона американской финансовой системы. Но ею легко злоупотребить, особенно когда речь идет о транзакциях с юрисдикциями, которые известны притворными и коррупционными сделками. Мысль, что это олигархи манипулировали финансовой системой США ради личной выгоды, меня ничуть не пугает и заслуживает особой проверки», — утверждает Камминс в письме.
«Деньги моих клиентов были бы потрачены впустую, если бы мы просто повторяли работу, которую делают или должны делать власти, в том числе американские», — объяснил Камминс в разговоре с The Bell. Задача письма — не столько призвать к санкциям, сколько «начать диалог» с властями США и убедиться, что они в курсе претензий к Ананьевым, а также выяснить, ведут ли власти свое расследование.
Экс-прокурор также заявил, что планирует наладить диалог с властями других стран, через которые проходили транзакции Ананьевых. Также он допускает, что его фирма запустит свое «полевое расследование» в России, «чтобы выяснить, где деньги и можно ли их достать».
Камминс представляет интересы PV Group Limited — ее создали клиенты Промсвязьбанк
а, потерявшие на истории с нотами в сумме $43 млн. PV Group Limited наняла Камминса как лоббиста в прошлом году (заявка зарегистрирована в декабре 2019 года на сайте раскрытия лоббистских сведений).
В карточке регистрации заявки PV Group ее владельцами значатся Андрей Токарев (30%) и Жаннета Исокова (24,2%); доли меньше 20% можно не раскрывать. Оба связаны с агропромышленным бизнесом.
Токареву принадлежит группа компаний «Передовые агротехнологии», которая производит химические удобрения. Промсвязьбанк
указан в числе контрагентов группы.
Жаннете Исаковой (отчество совпадает с тем, что указано в заявке на лоббирование, но фамилия звучит иначе) принадлежала доля в закрывшейся компании «Агроинвестор» (она занималась вложениями в ценные бумаги) и 30% фирмы «Ваш Офис», которая сдает офисы в аренду.
Аграрии и другие неизвестные экс-клиенты Промсвязьбанк
а явно настроены решительно: в апреле 2018 года та же PV Group Limited наняла в США другую крупную лоббистскую фирму — Mercury Public Affairs. Она же ранее помогла вытащить из-под санкций бизнес Олега Дерипаски за гонорар в $1 млн. Обманутым вкладчикам Промсвязьбанк
а услуги Mercury стоили дешевле: около $210 тысяч за «брифинги о мошеннических попытках российских держателей бондов вернуть утраченные средства» в палате представителей США и Госдепе. Их сотрудничество прекратилось в мае 2019 года.
В октябре 2019 года та же PV Group заключила контракт с компанией Avenue Strategies, которая в числе прочих клиентов лоббировала интересы лидера партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Сооснователь Avenue Strategies — бывший помощник Дональда Трампа и сотрудник его избирательного штаба Кори Левандовски. Контракт истекал в конце декабря 2019 года, но PV Group заключила с Avenue Strategies новый, он действует до сих пор.
За услуги тяжеловесов экс-клиенты Промсвязьбанк
а уже заплатили $370 тысяч, следует из опубликованных на сайте раскрытия лоббистских сведений документов. Сумма увеличится: во сколько обходятся услуги Камминса — пока неизвестно, первый отчет его фирма должна представить по итогам первого квартала.
Если предположить, что Ананьевы действительно могут попасть под санкции, их ждут проблемы глобального масштаба, говорит управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Им станет намного сложнее выводить активы и пользоваться ими. «Из-за нежелания попасть под вторичные санкции США все западные банки, управляющие активами, нотариусы и прочие финансовые учреждения наверняка заморозят активы этих банкиров и будут отказываться работать с ними», — рассуждает Именнов.
Дмитрий Ананьев после бегства из России в 2017 году жил на Кипре, в отеле Four Seasons, писали «Ведомости». Кипрское гражданство он получил до этого в обмен на инвестиции. Но в конце прошлого года СМИ писали, что у Ананьева — все шансы его потерять на фоне пересмотра Кипром программы «паспорт за инвестиции» (представитель Ананьева утверждал, что никто не обращался к нему по поводу отзыва). Где находится старший брат, Алексей Ананьев, — неизвестно.
Сейчас претензии к Ананьевым предъявляют как минимум в трех юрисдикциях. В России с момента санации Промсвязьбанк
а за их активами и оставшимся имуществом небезуспешно охотится нынешнее руководство банка. В конце мая 2019 года суд арестовал российские активы братьев и десятерых бывших топ-менеджеров. Сами банкиры также арестованы заочно, Следственный комитет обвиняет их в растрате более 66 млрд рублей и $575 млн.
The Bell направил запрос представителю Дмитрия Ананьева, но на момент публикации не получил ответа.