Подавать заявление о лишении ученой степени из-за некорректных заимствований в диссертации можно будет только при наличии вступившего в силу решения суда по факту нарушения авторских прав. Соответствующий проект постановления правительства, вносящий изменения в Положение о присуждении ученых степеней, опубликован Министерством образования и науки на портале раскрытия информации. В Минобрнауки подтвердили «Ведомостям» факт разработки этого проекта. «Именно суд [по интеллектуальным правам] является той инстанцией, которая может квалифицировать данное нарушение», – говорится в сообщении. Субъектный состав лиц, имеющих право подать заявление о лишении ученой степени, ограничен не будет, заверили в министерстве. Председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Владимир Филиппов не ответил на звонки «Ведомостей».
Принятие таких поправок означает «победу плагиаторов», считает один из основателей сетевого сообщества «Диссернет», Андрей Заякин, недоумевая, «почему жулики раньше не могли додуматься до такого простейшего решения». По его мнению, ни одного заявления о лишении степени «Диссернет» подать теперь не сможет: «В суд может обратиться только тот, чьи права нарушены, но «жертвы» плагиаторов в суд не ходят». «Таким образом партия и правительство официально распишутся в том, что они покрывают плагиаторов всеми силами, – говорит эксперт «Диссернета» Иван Бабицкий. – «Диссернет» и так лишал степеней ничтожный процент людей, а теперь его экспертизы станут приговором в последней инстанции, не приводящим к лишению степени только в силу политического решения».
Кто пострадал
После расследований «Диссернета» ученых степеней лишились депутат Госдумы Ришат Абубакиров, экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник и бывший председатель Мосгордумы Владимир Платонов (он отказался от степени сам). Заимствования также обнаружились в диссертациях детского омбудсмена Павла Астахова, депутатов Ольги Баталиной и Владимира Васильева, министров Владимира Мединского и Николая Никифорова и др.
Бывший замминистра образования и науки Игорь Федюкин говорит, что таким образом решение о нарушениях в диссертациях из научного сообщества переносится в суд: «Очевидно, хотят ограничить возможности для отзыва степеней. Видимо, это политическое решение, кроме того, диссоветы в большинстве случаев не рады, когда политиков приходится лишать степеней». Именно о введении такой нормы говорили те, кого подозревали в некорректных заимствованиях, напоминает Федюкин: «Но признание диссертаций неоригинальными – это не вопрос авторских прав. Присуждение степеней – это вопрос общественной значимости, теперь же аттестацию предлагают по сути заменить решением вопроса между двумя физическими лицами». Смысл поправки в том, что заявление в суд может подать только правообладатель, полагает член одного из экспертных советов ВАК Андрей Цатурян: «В случае клиентов «Диссернета» правообладатель, продавший текст нескольким лицам, никогда не станет обращаться в суд – как и тот, кто купил этот текст раньше». Цатурян вспомнил только один случай, когда ученый в России подавал в суд за нарушение его авторских прав.
Есть нормы, позволяющие свободно использовать произведение с соблюдением правил цитирования в научных и иных целях, в случае некорректного цитирования сейчас тоже ничто не мешает одному ученому, если нарушены его авторские права, подать в суд на другого ученого, говорит управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons Виктор Наумов: «Но есть социальные факторы, ограничивающие рост споров по данной категории дел. Научное сообщество более терпеливое, чем, например, издательства или мейджоры. Кроме того, в силу причин, связанных с жизнью в науке, человек нередко предпочитает не создавать конфликтов. К тому же в научном сообществе к человеку будут относиться иначе, если в отношении его были аргументированные подозрения о некорректном цитировании». Из содержания проекта следует, что с исками в суд будут вправе обращаться только авторы, подчеркивает юрист.
Министр образования Дмитрий Ливанов, уделявший внимание теме фальшивых диссертаций, ушел, а позиция нового министра Ольги Васильевой пока не ясна, отмечает политолог Алексей Макаркин: «Она уволила заместителей Ливанова, в чьих диссертациях был замечен плагиат. Но она пришла на отрицании ливановского опыта, и может возникнуть желание провести такие изменения».