Во Владимирской области разгорается скандал вокруг действий руководства и некоторых акционеров ЗАО «Завод «Ковровский доломит молотый» (ЗКДМ). Предприятие, которое, казалось бы, обречено на успех как поставщик стекольной промышленности, хиреет на глазах по банальной причине, связанной с воровством и коррупцией.
Ковровский доломитовый завод был организован во Владимирской области в 2006 году, но в силу разных причин предприятие заработало лишь в 2011 году. Завод был создан на базе ОАО «Ковровское карьероуправление» (ККУ), которое разрабатывает Мелехово-Федотовское месторождение карбонатных пород, состоящее из известняка и доломита. Доломит используется в основном как сырье в стекольной промышленности : его доля в стекле составляет 15-20 процентов. Объем производства доломита на ЗКДМ превышает 400 тысяч тонн в год.
Как только стало известно, что во Владимирской области будет построен завод по производству молотого доломита, многие стекольные предприятия проявили к нему интерес на предмет покупки сырья для своего производства. Так, турецкая компания «Русджам», которая владеет несколькими стекольными заводами в России, еще до ввода завода в эксплуатацию вступила в переговоры с потенциальным поставщиком, и в 2010 году была достигнута договоренность с тогдашним гендиректором ЗКДМ Николаем Федуловым о ценах, объемах и сроках поставки сырья. А ранее предварительные договоренности об условиях поставки доломита были достигнуты и с другими стекольными предприятиями, как, например, «Саратовстройстекло», «Гардиан Стекло Рязань». Есть данные, что с некоторыми предприятиями стекольной промышленности договоренности о поставках сырья были согласованы еще в 2008 году.
Одним словом, ЗКДМ начал свою работу практически в идеальных для бизнеса условиях: покупатели, что называется, в очередь стояли за продукцией нового предприятия. Акционеры, естественно, были довольны. Однако, как выяснилось на следующий год, не все.
В 2012 году один из акционеров ЗКДМ узнал, что часть своей прибыли завод передает нескольким индивидуальным предпринимателям (ИП) «за услуги по поиску покупателей». Когда акционер поинтересовался, каких именно покупателей нашли «ИП Смирнов» и «ИП Поляков», то оказалось, что это они «уговорили» стать покупателями доломита и «Русджам», и «Саратовстройстекло», и «Гардиан Стекло Рязань»…И за это им, согласно агентским договорам, перечислялись проценты. А вскоре завод заключил агентский договор с «ИП Владиславлев», который якобы нашел покупателя продукции ЗКДМ в лице ООО «Пилкингтон Гласс». И это несмотря на то, что договор с этим предприятием о поставках сырья завод заключил еще задолго до подписания агентского договора с Владиславлевым.
Когда акционер к выяснению этих и других подобных фактов подключил правоохранительные органы, то оказалось, что в компаниях — покупателях продукции ЗКДМ знать не знают о существовании ни «ИП Смирнов», ни «ИП Поляков». А в договорах о поставках нет ни слова об их участии в заключении сделок: посредники упомянуты только в экземплярах договоров доломитового завода. Кстати, и сам Смирнов подтвердил, что переговоры не вел, все это делали топ-менеджеры ЗКДМ, а деньги от завода посредник получал только за некие рекламные услуги. Поляков хотя и уверял, что приложил руку к сделке между ЗКДМ и «Саратовстройстеклом», однако признался, что договоренность была достигнута заранее. Один лишь индивидуальный предприниматель Владиславлев настаивал, что получал свои агентские заслуженно, правда, документально доказать это так и не смог.
А вот бывший генеральный директор ЗКДМ Николай Федулов, который и заключал эти агентские договоры, уверял, что помощь индивидуальных предпринимателей для завода была чуть ли не бесценна. Такую же позицию заняли и его последователи на посту гендиректора завода — Виктор Кононенко и Дмитрий Литвиненко.
Как выяснилось, с 2011года по февраль 2016-го Федулов, Кононенко и Литвиненко заплатили по агентским договорам более 10,7 миллиона рублей. К этим деньгам нужно добавить еще недоимки по налогам и другим штрафам, которые были выявлены налоговой проверкой за 2012-2014 годы на общую сумму 18,4 миллиона рублей. А ведь выплаты ИП продолжались и после, вплоть до последнего времени, так что ущерб предприятию и госказне гораздо больше указанных выше цифр.
Факты говорят о том, что некоторые акционеры ЗКДМ и ряд их пособников мошенническим путем выводят с ЗКДМ активы через липовые агентские договоры. В числе таких криминальных ловкачей — бывший гендиректор Николай Федулов, его сын Илья Федулов, которые владеют 60-процентным пакетом акций предприятия, а также акционер Ковровского карьероуправления Павел Владиславлев, владеющий акциями доломитового завода через карьероуправление, и нынешний директор Дмитрий Литвиненко. Полученные таким способом немалые деньги эта гоп-компания отправляет прямиком в зарубежные офшоры. С целью запутать проверяющие инстанции суть этих агентских договоров всячески скрывается. При этом, как показали проверки, завод нарушает режим налоговых платежей, что также связано с криминальным выводом финансов предприятия. Сегодня, по мнению экспертов, задолженность завода по налогам перед государством такова, что впору ставить вопрос о его банкротстве.
Собственники и руководители ЗКДМ обманывают не только государство, но и работников предприятия. Зарплаты на заводе унизительно низкие и явно не соответствующие трудозатратам коллектива – всего около 15 тысяч рублей в месяц. В то же время средняя зарплата по Владимирской области в 2016 году составляла 25123 рубля, а зарплата в производственной сфере по региону еще выше – почти 30 тысяч рублей.
Примечательно, что сотрудники ОБЭП неоднократно проверяли ЗКДМ, выявляя в деятельности руководства завода признаки преступления , предусмотренного статьей 159 УК РФ — мошенничество. Казалось бы, комбинаторов давно следовало привлечь к ответственности и суду, но не тут-то было! Городская прокуратура Коврова всякий раз странным образом вставала на пути следователей, не давая довести дело до конца. О мошеннических схемах ухода от налогов и вывода прибыли за границу писала и местная пресса. Однако и на публикации СМИ не последовало никакой реакции со стороны соответствующих органов. Создается впечатление, что местные прокуроры просто-напросто «крышуют» мошенников из руководства завода.
Тем временем воровство и мошенничество разрушают предприятие. А ведь доломитовый завод – это уникальное производство не только для Владимирской области, которая издавна славится своими стеклодувными ремеслами, но и для всей страны. Ведь поставки доломита с ЗКДМ идут по многим направлениям, в разные субъекты федерации. Очевидно, что разрушение такого предприятия нанесет ощутимый ущерб экономике.