Как стало известно “Ъ”, прокуратура Санкт-Петербурга обратилась в горсуд с апелляционным представлением, требуя поместить в СИЗО основателя и руководителя Балтийской промышленной компании (БПК) Диану Каледину. Перед Новым годом она была задержана по подозрению в поставке китайских станков предприятию оборонки под видом российских и по завышенной стоимости. Тогда суд ограничился домашним арестом, что и вызвало протест надзорного ведомства, которое, как оказалось, добилось отправки в СИЗО заместителя госпожи Калединой. Адвокаты руководства БПК настаивают на беспочвенности обвинений, отмечая, что экспертиза поставленной продукции назначена только сейчас, а потому непонятно, на основании чего вообще было начато расследование.
Причиной подачи апелляционного представления Октябрьского райсуда Санкт-Петербурга стала, по данным “Ъ”, излишняя, по мнению прокуратуры, мягкость избранной Диане Калединой меры пресечения. Напомним, она была задержана во время командировки в Москву сотрудниками курирующего промышленность управления «П» ФСБ и УЭБиПК ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Бизнесвумен отвезли в Северную столицу. Само уголовное дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) было возбуждено в Петербурге следователями полиции несколько месяцев назад. Расследование касается контракта, заключенного БПК в 2016 году с входящим в «оборонный» реестр Минпромторга АО «Научно-производственное предприятие "Сигнал"», подконтрольным «Ростеху». Фрезерный обрабатывающий центр марки F.O.R.T., который обязалась поставить БПК, должен был иметь российское происхождение, так как закупался в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011–2020 годы». Из госбюджета на это было выделено 15 млн руб. По версии следствия, на самом деле «Сигналу» был поставлен станок китайского производства с нанесенной российской маркировкой и сфальсифицированными документами о его происхождении.
Диана Каледина настаивает на прозрачности сделки и ее полном соответствии закону.
Ее адвокаты отмечают, что уголовное дело, возбужденное на основании материалов оперативной разработки контрразведчиков и полицейских, не было подкреплено даже первоначальными исследованиями станков и ценообразования. Кстати, это обстоятельство, по некоторым данным, стало причиной того, что Октябрьский суд отказался 24 декабря прошлого года решать вопрос о мере пресечения Диане Калединой, дав следствию и прокуратуре, которые настаивали на аресте, еще 72 часа для сбора дополнительных доказательств. В итоге Диана Каледина на втором заседании была отправлена под домашний арест. Между тем в тот же день другая судья без колебаний отправила в СИЗО на основании тех же подозрений заместителя главы БПК по производству Максима Полякова.
Адвокаты бизнесвумен заявляют, что дело не только было возбуждено поспешно, но и имеет некоторые «особенности». Так, по словам защитника Руслана Долотова, главными свидетелями обвинения выступили Середкин И. В.— работник, осуществлявший сервисное обслуживание станка, и специалист Жариков А. А., инженер, проверявший станок на наличие в нем иностранных деталей. Однако протоколы их допросов дословно совпадают целыми абзацами с ключевыми пунктами обвинения, что, по мнению защиты госпожи Калединой, говорит о том, что эти показания были заранее написаны. Кроме того, при избрании меры пресечения следователь представил суду справку от 22 декабря 2021 года, в которой указано, что Диана Каледина имеет загранпаспорт, который не был найдет при проведении следственных действий. Настаивая 23 декабря на аресте госпожи Калединой, следователь заявил в суде, что, имея действующий загранпаспорт, она может скрыться. Однако в ходе обыска, который был проведен у Дианы Калединой, говорят адвокаты, ее заграничный паспорт был обнаружен, но следователь его не изъял. Защитники бизнесвумен предполагают, что это было сделано специально, для того чтобы использовать наличие паспорта как аргумент в суде. Представители защиты руководителей БПК также настаивают на том, что вменяемые фигурантам действия относятся к предпринимательской деятельности, а в таком случае заключение под стражу запрещено законом.
«Представление прокуратуры на решение Октябрьского райсуда о домашнем аресте стало для нас, конечно, неприятным сюрпризом»,— признался “Ъ” один из защитников Дианы Калединой, управляющий партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Вячеслав Феоктистов.
По его мнению, такая жесткая позиция надзорного ведомства ничем не обоснована. Представители защиты выражают убежденность, что суд прислушается к их мнению и примет «взвешенное и справедливое решение».
Как рассказывал “Ъ”, Диана Каледина сделала головокружительную карьеру в станкостроении. В возрасте 21 года, в 2002 году, она создала и возглавила БПК, превратив со временем ее в группу компаний. На данный момент самый ценный актив Дианы Калединой — градообразующее предприятие в Рязанской области завод «Саста», один из немногих заводов России, на котором налажен полный цикл производства станков в соответствии с установленными правительством требованиями.