Deutsche Bank сократил около 200 сотрудников в России

Источник
В российской «дочке» Deutsche Bank в конце 2016 года прошла новая волна сокращений. Всего с 2015 года, когда банк объявил о планах масштабной оптимизации бизнеса в России, было уволено около 200 человек.
В конце 2016 года в российском офисе Deutsche Bank прошла очередная волна сокращений сотрудников, рассказали РБК два источника на банковском рынке. «В основном это коснулось инвестиционных подразделений и бэк-офиса. Всего с осени 2015 года было сокращено около 200 человек», — уточнил один из собеседников. Человек, близкий к Deutsche Bank, добавил, что сокращения персонала также коснулись депозитария. «Это была реализация плановых решений, о которых банк объявлял больше года назад», — сказал финансист.

«Оптимизация в России идет по плану. Банк сосредоточил внимание на оказании глобальных услуг для корпоративных клиентов», — сообщили РБК в пресс-службе Deutsche Bank. Официальный представитель банка также уточнил, что сейчас в российском подразделении работает около 1,2 тыс. сотрудников. В основном это IT-специалисты технологического центра, которые обслуживают глобальный бизнес банка, их около тысячи человек, рассказал бывший топ-менеджер банка.

«Подразделения по работе на глобальных рынках капитала и инвестиционно-банковский департамент «переехали» в Лондон фактически год назад, в России сейчас остались технические специалисты и клиентские менеджеры», — говорит один из бывших сотрудников Deutsche Bank.

Представитель Deutsche Bank подтвердил, что, согласно планам, операции на глобальных рынках капитала и услуги для эмитентов и институциональных клиентов в России банк предлагает из своих западных офисов. Услуги по доверительному управлению активами состоятельных клиентов банк также сосредоточил за рубежом. В России останется корпоративный банковский бизнес, включая торговое финансирование, управление денежными средствами, пополнение оборотных средств и валютные операции, сообщил РБК представитель Deutsche Bank.

Сокращения в российском офисе Deutsche Bank началось после того, как банк объявил в 2015 году о сворачивании в РФ инвестбанковского бизнеса. В сентябре 2015 года пост главы предправления Deutsche Bank в России покинул Йорг Бонгартц, который проработал в этой должности девять лет.

Летом прошлого года стало известно, что Павел Теплухин покинет пост главного исполнительного директора банка, а несколько сотрудников Deutsche Bank перейдут в P.S.Capital, контролируемую братьями Алексеем и Дмитрием Ананьевыми. В частности, как писала газета «Ведомости», туда перешли семь менеджеров Deutsche Bank, в том числе Максим Ложевский, с 2015 года руководивший департаментом торговых операций в Deutsche Bank, и Роман Сульжик, возглавлявший в московском офисе Deutsche Bank подразделение торговли срочными финансовыми инструментами. Член совета директоров Промсвязьбанка Владислав Хохлов подтвердил РБК, что они в настоящее время работают в P.S.Capital.

Топ-менеджер американского Инвестбанка говорит, что точечные сокращения были в большинстве иностранных банков в России, но в отличие от кризисного 2014 года они не носили масштабный характер. «Это скорее следствие глобальной политики банков на сокращение расходов. Как правило, это происходит после очередного кризиса, но с определенным запаздыванием», — считает главный инвестиционный директор Prosperity Capital Management Александр Бранис.

Deutsche Bank объявил об оптимизации российского подразделения инвестиционно-банковских услуг в рамках пересмотра географии своего присутствия. «Такое решение было принято в целях упрощения процессов, минимизации затрат и рисков и эффективного использования капитала», — говорилось в официальном сообщении банка. Часть бизнеса банк планировал перевести в свои офисы во Франкфурте и Лондоне. По словам источника РБК, близкого к головному офису банка во Франкфурте-на-Майне, решение закрыть инвестиционный бизнес в России связано с санкциями и плохой системой контроля в московском офисе. Как отмечал Bloomberg, внутренняя проверка в банке установила «системный» провал в процедуре внутреннего контроля, предназначенной для предотвращения отмывания денег.

Весной 2015 года ряд СМИ опубликовали информацию о начатом в банке внутреннем расследовании в связи с выявленными сомнительными операциями с деривативами в Лондоне. Благодаря так называемым зеркальным сделкам с акциями клиенты банка могли вывести из России $10 млрд. В декабре 2015 года Банк России оштрафовал ООО «Дойче Банк» на 300 тыс. руб. за нарушение правил внутреннего контроля, допущенное московским офисом. Расследование в отношении сделок Deutsche Bank проводили также европейские и американские регуляторы. На фоне скандалов было уволено несколько сотрудников ​Deutsche Bank, в том числе глава отдела по торговле акциями Тим Уизвелл.

Последний скандал вокруг российского подразделения Deutsche Bank был связан с манипулированием акциями крупных компаний в 2013–2015 годах, расследование которого проводил Банк России. Сделки совершал бывший сотрудник Deutsche Bank Юрий Хилов, который вместе с участниками схемы получил доход от манипулирования в 255 млн руб. Как было установлено в ходе проверки, трейдер совершал сделки со своими родственниками, которые открывали счета в крупных брокерских компаниях. Родственники Хилова приобретали акции, используя для этого заемные средства брокера, которые затем по выгодной цене от имени Deutsche Bank приобретал Хилов. Затем от имени физлица выставлялась заявка на обратную покупку акций, которую также удовлетворял Deutsche Bank. В частности, банк обеспечивал комфортный уровень цены на бумаги в течение нескольких минут, когда совершались сделки.

Deutsche Bank в последние годы испытывает серьезные финансовые и юридические проблемы. По итогам 2015 года банк впервые с 2008-го получил убыток — $6,8 млрд, главным образом из-за высоких судебных расходов и падения доходов от инвестиционного бизнеса. Чтобы улучшить ситуацию, в банке приняли программу глобальной реструктуризации бизнеса, которая предусматривает сокращение числа офисов по всему миру. В октябре 2015 года банк сообщил, что в рамках стратегии «2020» собирается сократить 9 тыс. сотрудников и уйти из десяти стран. В целом сокращения должны были коснуться 35 тыс. служащих.