Нашумевшая история с банком «Югра», где внезапно, в начале июля, была введена временная администрация, доказала правдивость народной мудрости: «Не верь словам, верь делам». Председатель Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков оказался одним из тех, доверять кому нельзя категорически. Впрочем, если присмотреться к этому человеку, ничего удивительного здесь не окажется.
Сразу после того, как ЦБ ввел временную администрацию в «Югре», а позднее довел дело и до лишения его лицензии, на защиту банка поднялось как профессиональное, так и экспертное сообщество, и даже Генпрокуратура. Последняя подала протест на действия регулятора, назвав их безосновательными и потребовав отменить карательные меры.
Был тогда среди выступивших со словами поддержки и Анатолий Аксаков. «Рассчитываю, что все-таки банк будет санирован», «у банка есть необходимый объем активов», которые «позволят ему эффективно функционировать», - говорил он. Также он предупреждал о том, что отзыв лицензии у «Югры» вызовет «последствия крайне тяжелые». Однако это были всего лишь слова, из разряда тех, что вольно повисают на ушах слушателей.
Буквально через две недели после сказанного Аксаков переобулся буквально в воздухе. Он не только поддержал манипуляции ЦБ, но и отчего-то намекнул на то, что шансы «Югры», намеренной отстаивать свою правоту в суде (первое заседание пройдет 15 августа), минимальны. Заодно он как от мух отмахнулся от обслуживающихся в финансовой организации компаний и индивидуальных предпринимателей, всего лишь «выразив надежду», что они не сильно-то и пострадают. А если и пострадают, то только «частично». Параллельно Аксаков признался в незнании предмета: мол, «не владею ситуацией внутри «Югры», с результатами проверки ЦБ также не знаком». Что, как видно, не помешало доблестному спикеру легко отказаться от ранее сделанных заявлений и однозначно примкнуть к одной из сторон конфликта — к той, что уничтожает банк.
А то, что это именно уничтожение, а не провозглашаемая ЦБ «зачистка банковского сектора», говорят многие эксперты. Приводятся факты того, что регулятор вел планомерную работу над отзывом у «Югры» лицензии: выдвигал до сих пор ничем не подтвержденные обвинения, искусственно — силами руководителя временной администрации Дмитрия Онегина - вводил в отчетность банка сомнительные сделки. По некоторым оценкам, представители ЦБ допустили и действия, подпадающие под статью Уголовного кодекса «Злоупотребление служебными полномочиями». Однако для Аксакова все это, очевидно, беда невеликая, частности.
Интересная деталь: в настоящий момент ряд депутатов Госдумы активно интересуется проблемами как самой «Югры», так и ее вкладчиков. «Постоянно получаем обращения от граждан и малого бизнеса, чьи средства зависли», - в частности, констатирует представитель ЛДПР Владимир Сысуев. По его словам, «системных мер [их поддержки] мы не видим». Также народные избранники намерены выяснить природу тех механизмов, которыми ЦБ утюжил банк так, что тот был оперативно убран с рынка менее чем за месяц.
А ведь глава АРБР Аксаков сам является депутатом нижней палаты парламента. Более того, он возглавляет комитет Госдумы по финансовым рынкам. Почему же столь влиятельный человек не проявляет подобной активности и не бьется за интересы участников финансового сектора и их клиентов? Не получил от заказчика такого задания?
Впрочем, в трудовой биографии Аксакова уже был момент, когда он демонстрировал полное равнодушие к судьбам тех, кого должен защищать как депутат и глава АРБР. Восемь лет назад он выступил с неоднозначным предложением резко девальвировать рубль. Коллеги банкира по Госдуме назвали идею «антинародной» и заподозрили Аксакова в желании подорвать национальную валюту. Позднее за это он лишился места в Национальном банковском совете — консультативно-совещательном органе при ЦБ.
То есть коллеги поняли, что Аксакову лучше не доверять работу с финансовой системой страны. В этом плане он способен разве что «выражать надежды», но ни в коем случае не поддерживать сектор планомерными и непротиворечивыми действиями. В том же участники банковского сектора, равно как и вкладчики, убедились и сегодня.
Тем не менее, в прошлом году автор громких и, как теперь стало ясно, взаимоисключающих заявлений восстановил свои позиции в означенном совете. Как тогда отмечал Аксаков, в деле отзыва у банков лицензий важно «не перекручивать гайки». То есть позволил себе очередные напрасные слова. Из парламента Аксаков тоже никуда не делся. Однако, похоже, ни сектору, ни клиентам банков от его присутствия ни там, ни там никакой пользы нет.
У банка «Югра» 28 тысяч вкладчиков. По статистике АСВ, у 86% владельцев депозитов страховой лимит — а это сейчас 1,4 млн. рублей — превышен на сумму до 600 тыс. рублей. На эту «сдачу» — мелочь, по Аксакову - при желании можно купить автомобиль. «Пострадавших огромное количество. В основном они находятся на пределами Москвы», - отмечает организатор сообщества вкладчиков-«превышенцев» «Югры» Николай Николаев. По его словам, у пострадавших от действий ЦБ клиентов «Югры» «очень много претензий к этой ситуации». «Мы призываем… привлечь к этому процессу [работе регулятора] правоохранительные органы», - подчеркивает Николаев и озвучивает требование клиентов предоставить акционерам «Югры» возможность «оздоровить банк своими силами».
Ровно о том же говорил чуть более месяца назад и Анатолий Аксаков. Однако теперь он предпочитает играть в молчанку и никак не реагировать на вопль о помощи десятков тысяч граждан. Но игра в молчанку не может продолжаться вечно.
Как утверждают достоверные источники, зампред ЦБ Василий Поздышев, лично участвовавший в уничтожении «Югры», успел убежать от претензий Генпрокуратуры за границу. Интересно, куда скроется Аксаков, который определенно должен понести свою долю ответственности за ликвидацию банка, вкладчиков которого он вроде бы обязан был защищать?