Осенью 2014 года в Пресненский районный суд Москвы обратились пять сотрудников малоизвестной фирмы «Фортек» с рядовыми жалобами о невыплате заработной платы. В их исках говорилось, что работодатель сначала несколько месяцев не платил зарплату, а затем и вовсе испарился. На первый взгляд судьба исчезнувшей фирмы по-настоящему могла интересовать только ее бывших работников. Однако расследование «Новой газеты» показало, что эта компания была вовлечена в длинную цепочку подрядчиков самого масштабного строительного и имиджевого проекта России — чемпионата мира по футболу 2018 года: с ее счетов пропали не только зарплаты менеджеров, но и сотни миллионов бюджетных рублей.
Помимо бывших сотрудников с «Фортеком» сегодня судятся и партнеры. В арбитражных судах Москвы рассматриваются иски от компаний «АС-Проект» и «ПИ «Арена». Претензии в обоих случаях во многом совпадают: «Фортеку» перечислялись авансы за работы, которые не были выполнены, а деньги пропали. Только «ПИ «Арена» исчезнувший «Фортек» задолжал около 158 млн рублей. Все работы касались проектирования стадионов для чемпионата мира по футболу.
С «Фортеком» было заключено три контракта на проектирование стадионов в Самаре, Волгограде и Нижнем Новгороде. Общая сумма по этим договорам составила почти 500 млн рублей. При этом «Фортек» был всего лишь суб-субподрядчиком, то есть в длинной цепочке компаний, перепоручавших проектные работы друг другу, «Фортек» шел третьим звеном. И при этом не последним.
Благодаря материалам арбитражных дел и рассказам бывших сотрудников пропавшей фирмы («Новая газета» поговорила с тремя из них, но все они попросили не называть своих имен, опасаясь последствий) нам удалось проследить длинный путь бюджетных денег между посредниками.
Генеральным подрядчиком, выигравшим государственный контракт на проектирование новых стадионов, стал ФГУП «Спорт-Инжиниринг» («Спорт-Ин»).
Затем «Спорт-Ин» заключил субподрядный договор с «ПИ «Арена», которая взяла на субподряд «Фортек», а тот, в свою очередь, привлек четвертого по счету проектировщика — «АС-Проект».
Три компании из этой цепочки хорошо известны. «Спорт-Ин» — подведомственное предприятие Министерства спорта, а «ПИ «Арена» и «АС-Проект» ранее проектировали объекты для Олимпиады в Сочи. Но про «Фортек» раньше никто не слышал. Откуда взялась эта фирма?
Был музыкантом — станешь инженером
Юридически «Фортек» был зарегистрирован еще в 2008 году, но все это время существовал только на бумаге. На счету компании не было ни одного спроектированного сооружения, и вплоть до 2013 года все показатели финансовой отчетности были нулевыми, то есть пять лет с момента основания «Фортек» ничем не занимался. И вдруг в 2013 году фирма «ожила» и получила первую за свою историю выручку — 131 млн рублей.
Владельцем «Фортека» был Николай Лопатин, работавший в крупной строительной компании «ФОДД». В начале весны 2013 года Лопатин уволился из «ФОДД», а уже 18 марта его «спавшая» до этого фирма подписала договоры на разработку отдельных разделов проектной и рабочей документации для стадионов чемпионата мира. Получив контракты, «Фортек» обзавелся красивым сайтом и офисом в центре Москвы. «Новой газете» не удалось связаться с Лопатиным, бывшие партнеры также ничего не знают о его местонахождении.
Чтобы заниматься инженерной деятельностью, «Фортек» должен был обладать свидетельством о допуске от саморегулируемой организации (СРО). Согласно закону, обязательными требованиями для получения такого свидетельства являются стаж сотрудников компании, профильное образование, квалификация. Ранее у «Фортека» такого допуска не было, но поразительным образом компания получила это свидетельство от СРО «Межрегиональный союз проектировщиков» 18 марта 2013 года — ровно в день подписания контрактов с «ПИ «Арена» на проектирование стадионов.
Работники «Фортека» уверяют, что их бывший работодатель вообще не мог законно получить это свидетельство, потому что к моменту подписания договоров на проектирование в компании почти никто не работал. Набор начали вести уже после получения заказа, поэтому людей нанимали преимущественно по знакомству, а должности распределяли, по их словам, в произвольном порядке. Например, одним из руководителей проекта стал выпускник Ставропольского военного авиационного инженерного училища, другим — человек с образованием пиарщика и дипломом преподавателя игры на гитаре. По словам последнего, он все-таки проработал некоторое время на строительстве Олимпиады в Сочи, но курсы переквалификации по специальности «Промышленное и гражданское строительство» окончил только в 2014 году.
Такие курсы прошли и некоторые другие специалисты компании, но и этого по закону недостаточно: для допуска к проектированию минимальный стаж работы по специальности — пять лет.
Руководители компании, похоже, знали об этих требованиях, но относились к ним по своему усмотрению. «По сути, мы можем ГИПом (главным инженером проекта. — Ю. М.) назначить хоть специалиста по уборке помещений, и если проект будет принят и реализован, то никто нам и слова не скажет. Но если с проектом что-то будет не так, то будь у нас ГИП обложен всеми необходимыми сертификатами, образованием и т. п. официозностью, заказчику и государству будет на это наплевать и по башке мы получим по полной», — так в переписке с сотрудниками описывал кадровую политику бывший заместитель директора «Фортека» Андрей Рубцов.
Подписанты
Внутренние документы «Фортека», изученные «Новой газетой», говорят о том, что компания, похоже, и не собиралась выполнять работы по проектированию. Едва получив контракты от «ПИ «Арена», «Фортек» через два дня подписал договор на проектирование с «АС-Проект». По словам бывших сотрудников, в реальности проектную документацию готовили в «АС-Проект», а в «Фортеке» менеджеры и музыканты затем подписывали бумаги.
«Документацию, различные проектные альбомы в офис «Фортека» приносили из «АС-Проект» прямо в коробках. Кстати, их офис находился в том же здании, что и наш… Вопрос заключается в том, что подписи людей, не имеющих нужной квалификации и никакого отношения к этим видам работ, ставят под сомнение вообще всю безопасность этих конструкций», — говорит бывший сотрудник «Фортека», который отвечал за административную работу.
Интересно, что соглашения между «Фортеком» и «АС-Проект» отличались минимальной рентабельностью, а по некоторым этапам были даже убыточными. Но тем не менее бывший директор Николай Лопатин сумел купить себе квартиру в элитном жилом комплексе Fusion Park и оформил в лизинг автомобиль Porsche Panamera.
Долго такая экономическая деятельность продолжаться не могла. Через полтора года Лопатин исчез, а вместе с ним пропала и его фирма. Проектные работы были не выполнены, а деньги заказчикам не возвращены.
Куда все смотрели
Главный вопрос в этой истории: как такая фирма, без опыта и специалистов, вообще могла быть допущена к проектированию важнейших для страны объектов? В ФГУП «Спорт-Ин» нам сообщили, что «по условиям договора с «ПИ «Арена» последнее привлекает третьих лиц к выполнению работ по согласованию с генеральным подрядчиком. В марте 2013 года ФГУП «Спорт-Ин» запросило у ООО «ПИ «Арена» копии договоров с субподрядчиками с приложенным графиком производства работ, а также допуски СРО по разработке отдельных разделов проектной и рабочей документации». Но если государственное предприятие согласовывало субподрядчиков, то почему его не смутила история «Фортека» — вернее, ее отсутствие?
Главный архитектор «ПИ «Арена» Дмитрий Буш в случившемся винит бывшего директора Николая Лопатина. По словам Буша, Лопатин был «абсолютно адекватным, умным, толковым и энергичным человеком», с ним он поддерживал дружеские отношения, однако огромные суммы на счетах стали для него «страшным искусом».
Буш не согласен с тем, что «Фортек» был фиктивной компанией, а реальную работу за него выполняли другие. «Фортек» был привлечен в качестве субподрядчика потому, что имел в штате хороших специалистов в области инженерного проектирования, которых не было, например, у «АС-Проект». Я все-таки склонен считать, что больше 50% работ они выполняли сами», — говорит Дмитрий Буш.
Рассказы же о том, что неквалифицированные сотрудники компании лишь ставили подписи под документацией, Дмитрий Буш списал на обиду бывших «фортековцев», потому что «им просто не выплатили заслуженные деньги»: «Поставьте себя на их место. Все раздражены, у всех к нему (Лопатину. — Ю. М.) плохое отношение, поэтому они могли и не такое рассказать. Я слышал от них и посерьезнее обвинения в его адрес, но понимаю, что люди просто озлоблены».
В «АС-Проект» не стали подробно описывать отношения с «Фортеком» и лишь сообщили, что это сотрудничество оставило «самые ужасные впечатления, о которых даже не хочется вспоминать».
Сегодня взыскать задолженность с пропавшего субподрядчика будет сложно. В марте этого года собственником «Фортека» стал некий Сергей Полухин. Он, по данным ЕГРЮЛ, стал владельцем компании с многомиллионными долгами, внеся в уставной капитал 20 тыс. рублей. Бывшие работники и партнеры «Фортека» никогда о нем не слышали, не могут его найти, и поэтому полагают, что он — номинальный директор, на которого специально повесили фирму с долгами. В арбитражных судах интересы компании тоже никто не представляет. Поэтому, кто будет отвечать за пропавшие деньги на проектирование объектов для чемпионата мира, — неясно. Как и неясно, кому эти деньги достались. Но одно очевидно: если так выбирают подрядчиков для самых важных проектов страны, то чего тогда удивляться, что изначальные сметы этих проектов затем в разы увеличиваются.