В сокровищницу российской культуры музей Эрмитаж нагрянули люди в штатском. Сотрудники ФСБ провели допросы сотрудников музея в связи с пропажей 1 миллиарда рублей, предназначенных для строительства фондохранилища. Миллиард был перечислен руководством музея генеральному подрядчику, фирме «ООО МежСтройТранс». Как говорится, в качестве аванса. На сегодня ни аванса, ни стройки, которая уже третий месяц стоит «колом».
В накладе в связи с этим остались и многочисленные субподрядчики, нанятые уже самим МежСтройТрансом. И это при том, что свой объем работ они выполнили вовремя, по крайней мере, согласно плану строительства. Мало того, генеральный подрядчик объявил о своем предбанкротном состоянии!. Короче говоря, ситуация с фондохранилищем возникла патовая. Так куда делись деньги? Тут стоит посмотреть, что из себя представляет генеральный подрядчик.
ООО «МехСтройТранс» - московская фирма. Она почти на 100 процентов подконтрольна через одну из контор компании Кило Инвестмент Груп" с Вирджинских островов. Это уже становится интересным, учитывая не только что на этих островах экзотическая природа, но и экзотические условия ведения бизнеса. Проще говоря, это оффшорная зона. Может быть в этом «собака зарыта»? Может потерянный миллиард казенных денег и осел в этом оффшоре? Так почему же тогда руководство Эрмитажа не глядя отдало почти третью часть общей стоимости строительства (3,3 миллиарда рублей) авансом?
Тем более, музейщики наверняка знали, что МехСтройТранс имеет весьма сомнительную репутацию. Например, ровно год назад компания угодила в реестр недобросовестных поставщиков за фактический срыв контракта по строительству психоневрологического диспансера в Калининградской области. Но это даже не самый смертельный грех. Фирма напрямую оказалась замешана в знаменитом уголовном деле минкульта о реставрационных работах, по которому под арестом оказался целый ряд чиновников во главе с заместителем министра культуры Николаем Пирумовым. Она тоже выступала в проекте, прогремевшем на всю Россию-Матушку в качестве одного из подрядчиков. И после такого МехСтройТранс получает огромный заказ от Эрмитажа!
Может быть, здесь стоит вернуться к тому, кто владеет конторой и куда, повторимся, могли и «уплыть» авансовые деньги? Не мог ли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский быть в курсе этого. А то, как утверждают некоторые злые языки, не оказался ли он в доле с пропажей бюджетного миллиарда?!
Утраченные деньги Эрмитажа
В прошлом году Михаил Пиотровский оказался в центре скандала в связи с ремонтом самого Эрмитажа. Аудиторская проверка выявила факт того, что смета реконструкции оказалась завышенной на 140 миллионов рублей. «В связи с ненадлежащим строительным контролем со стороны Эрмитажа ЗАО «БалтСтрой» заменил часть работ и материалов на более дорогостоящие. Стоимость реставрации в результате увеличилась более чем на 140 млн руб.», - заявили в официальном отчете члены СП.
Подрядчиком ремонта выступала компания «БалтСтрой». Как выяснилось, она составляла фиктивные договоры с руководством музея на выполнения работ. Таким образом, сумма и увеличилась более чем на сотню миллионов. Что в этой ситуации сделал Пиотровский? Он публично заявил, что не имеет к поддельным бумагам никакого отношения. Мол, все документы подписывали его заместители! Хорош руководитель, который вместо того, чтобы взять ответственность на себя (как это и подобает), просто «подставил» своих сотрудников!
Кроме этого, выяснилось, что фирма-подрядчик также не чиста на руку и тоже замешана в скандале с реставрационными работами! В общем, реставрация чего-либо – жизненный крест Михаила Борисовича.
Искусственная небрежность?
Проверки деятельности Эрмитажа проходили не единожды, и каждый раз проверяющие находили многочисленные нарушения в одном из крупнейших музеев Европы. Так, постоянно указывается на то, что сотрудники Эрмитажа халатно относятся к перевозках шедевром мирового искусства в зарубежных творческих командировках. Картины деформируются, фарфор и хрусталь с двух вековой историей трескаются, а инода и просто разбиваются, ну и совсем вопиющие случаи, которые случались неоднократно – экспонаты банально теряются. Где и при каких обстоятельства это происходит, музейщики и их руководитель вразумительно ответить не могут.
При этом никто так и не понес наказание за такого рода «косяки».
Где исторические ценности?
И, конечно, до сих пор, по крайне мере в Санкт-Петербурге, у всех на устах скандал 10-летней давности. Напомним, что тогда из музейных фондов пропало больше 200 экспонатов старинного русского прикладного искусства. Вразумительных объяснений по поводу их исчезновения многолетний руководитель музея так ни разу и не дал. Со временем, экспонаты стали находится в самых разных уголках земного шара. Что-то удалось возвратить, а что-то так и осталось за границей.
Мавр должен уйти
Последний скандал с пропажей казенного миллиарда рублей может стать последней каплей в отношении дальнейшего руководства Пиотровским Эрмитажа. Тут не может помочь даже крепкая дружба Пиотровского с нынешним министром культуры. Ведь тот и сам висит на волоске из-за повальных скандалов. Так, может, настало время отставки обоих?