Следственное управление СКР по Самарской области объявило в розыск генерального директора ЗАО «Корпорация “Тольяттиазот”» Евгения Королева. Следствие подозревает его в организации схемы по продаже продукции «Тольяттиазота» по заниженным ценам близкой компании, из-за чего миноритарии якобы несут убытки. Защита Евгения Королева отметила, что пребывание господина Королева в загранкомандировке — еще не повод для объявления его в розыск, и выразила недоумение, почему о том, что топ-менеджер стал подозреваемым, его адвокаты узнали из пресс-релиза следственного ведомства. В ЗАО «Корпорация “Тольяттиазот”» происходящее связывают с давним противостоянием с миноритарием предприятия «Тольяттиазот» — «Уралхимом».
Фото: Сергей Воронин, Коммерсантъ / купить фото
Как уточнили в среду в следственном управлении, Евгений Королев является единственным подозреваемым в уголовном деле о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). «Он в статусе подозреваемого, пытались вызвать его на допрос, он не является, потому были вынуждены объявить в розыск»,— пояснила “Ъ” пресс-секретарь самарского СУ СКР Елена Шкаева. «В ходе расследования уголовного дела получены доказательства того, что к совершению действий по занижению цены на экспортную продукцию “аммиак жидкий” и “карбамид” за период 2008–2011 годов причастен генеральный директор ЗАО “Корпорация «Тольяттиазот»” (его имя в сообщении не называется.— “Ъ”)»,— говорится в сообщении самарского управления.
По данным kartoteka.ru, ЗАО «Корпорация “Тольяттиазот”» является управляющей компанией для ОАО «Тольяттиазот» — одного из крупнейших химпредприятий в стране. По 25% акций ЗАО принадлежат ООО «Тафко» и ООО «Контаз», 10% — Тольяттихимбанку, 40% контролирует ОАО «Тольяттиазот». Гендиректором ЗАО «Корпорация “Тольяттиазот”» Евгений Королев назначен в апреле 2011 года.
Возбуждения этого уголовного дела миноритарий ОАО «Тольяттиазот» «Уралхим» добился в 2012 году. По версии следствия, в 2008–2011 годах «лица, принимающие управленческие решения», разработали и реализовали схему, при которой ТоАЗ поставлял продукцию на экспорт (аммиак и карбамид) по заниженным ценам. Поставки якобы осуществлялись швейцарской компании Nitrochem Distribution AG, которую следствие считает дружественной ТоАЗу. В свою очередь, Nitrochem Distribution AG якобы перепродавала «химическое сырье по рыночным ценам независимым покупателям». «В результате занижения прибыли ОАО “Тольяттиазот” миноритарные акционеры предприятия, в том числе ОАО “ОХК «Уралхим»”, лишились значительной части дивидендов, а государство потеряло налоговые доходы в бюджет. В тот же период времени ОАО «ОХК “Уралхим”» понесло особо крупный ущерб в размере не менее $550 млн от применения нерыночной цены реализации аммиака и карбамида при экспортных поставках»,— подчеркивается в сообщении СУ СКР (“Ъ” подробно сообщал об этом деле 25 декабря 2012 года).
«В сообщении Следственного комитета Евгений Королев назван подозреваемым — так прокомментировал “Ъ” ситуацию адвокат господина Королева Сергей Замошкин.— Это неожиданность для всех: нам неизвестно, когда и на каком основании он получил этот статус. Ст. 46 УПК РФ четко фиксирует условия, при которых человек становится подозреваемым: когда в отношении него возбуждено уголовное дело, когда он задержан или ему избрана мера пресечения. Ни о чем таком ни мне, его адвокату, ни ему самому так и не сообщили. Уголовное дело возбуждалось в отношении неустановленных лиц, принимающих управленческие решения. Таким образом, следствие нарушает право Королева на защиту. В той же 46-й статье установлено: «подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается, получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения». Но никаких документов я не получал, хотя просил уведомлять меня о всех следственных действиях, затрагивающих права Королева». Господин Замошкин также подчеркнул, что «отсутствие человека по месту жительства, неявка по повестке или выезд за границу, а Евгений Королев официально находится в командировке в Великобритании, не является основанием для розыска». «Судя по всему, моему подзащитному избрана какая-то мера пресечения. Разумеется, все эти действия следствия мы будем обжаловать,— подчеркнул адвокат.— Хочу напомнить, что обвинения, которые сейчас выдвигаются в адрес гендиректора Королева, ранее выдвигались в адрес руководителей предприятия ТоАЗ, были исследованы и сняты за отсутствием состава преступления».
«Мы рассматриваем сообщение об объявлении генерального директора корпорации “Тольяттиазот” Евгения Королева как продолжение эскалации корпоративного спора со стороны компании “Уралхим”,— сказал, в свою очередь, руководитель пресс-службы ТоАЗа Игорь Башунов.— Став миноритарным акционером “Тольяттиазота”, “Уралхим” организовал масштабную кампанию по давлению на руководство и акционеров компании. Сначала компания завалила исками арбитражные суды, большинство из которых проиграла, затем развернула информационную войну и наконец по ее заявлениям стали возбуждаться уголовные дела, в том числе и это, в отношении “неустановленных” работников “Тольяттиазота”». «Кампания против “Тольяттиазота” была вскрыта в прессе и блогосфере, что подтверждает ее заказной характер»,— отметил он. Господин Башунов также подчеркнул, что «ОАО “Тольяттиазот” является законопослушной компанией и действует строго в рамках российского законодательства, а сотрудничество со швейцарской компанией Nitrochem Distribution AG продолжается с середины 90-х годов и неоднократно проверялось контролирующими и правоохранительными органами». «Проведенные в ходе этих проверок независимые экспертные исследования подтвердили, что с учетом специфики производства “Тольяттиазота” и отгрузки большей части продукции по уникальному аммиакопроводу Тольятти—Одесса цены компании при поставках за границу соответствуют рыночным»,— добавил он.