Намедни прошли обыски у трех сотрудников РАНХиГС – бывшего гендиректора Федерального института развития образования (ФИРО) Максима Дулинова, экс-замдиректора института Эвелины Алиевой и экс-сотрудницы ФИРО Ольге Родионовой – об этом сообщил "Коммерсант".
По данным журналистов, следственные мероприятия связаны с делом о мошенничестве с госконтрактами, среди фигурантов которого бывшая замминистра просвещения и топ-менеджер Сбербанка Марина Ракова и ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) Сергей Зуев.
Если выясниться, что лица, у которых прошли обыски, действительно имеют какое-то отношение к махинациям с госконтрактами, неизбежно возникнут вопросы и к их бывшему руководителю, главе РАНХиГС Владимиру Мау, а также бывшему министру просвещения Ольге Васильевой. Подробности – в материале The Moscow Post.
РАНХиГС скандалами полнится
Это уже не первые обыски у сотрудников или бывших сотрудников РАНХиГС. В ноябре прошлого года они прошли у проректора РАНХиГС Владимира Федотова и финдиректора учебного заведения Александра Ефремова. Тогда они состоялись в рамках расследования дела о хищении денег, выделенных в 2019 году при исполнении двух госконтрактов в рамках государственной программы "Образование". Об этом писала "Фонтанка" . Они тоже были связаны с делом Зуева и Раковой.
За год до этого Лефортовский суд Москвы отправил в СИЗО директора Института госслужбы и управления РАНХиГС Игоря Барцица – он был одним из участников схемы мошенничества с зарплатами (их необоснованного начисления) – писал ТАСС.
А совсем недавно ФСБ выявила хищения в ростовском и хабаровском филиалах РАНХиГС - эти деньги были выделены на программу повышения профессиональной квалификации – "Системный подход в управлении регионом" – сообщал "Интерфакс".
The Moscow Post подробно освещал эту историю и о том, как она может быть связана как с Мау, так и с некоторыми государственными структурами.
Мы также выяснили, что, если углубляться в структуру компаний, связанных с задержанными лицами, можно найти признаки фиктивности оных и возможного вывода из них средств. При этом многие из них неплохо "кормятся" с госконтрактов с государством.
От Васильевой к Мау
Что интересно - ФИРО РАНХиГС, как его называют СМИ, было ликвидировано в 2018 году, передав свои полномочия господину Мау в головную структуру РАНХиГС. По ЕГЮРЛ ведомство называлось ФГБУ "ФИРО" и вообще-то курировалось Минобрнауки России, что было также "стерто" год спустя.
Это случилось в то время, когда главой Минобрнауки являлась Ольга Васильева – в 2018 году она стала министром просвещения, а полномочия в ведомстве отдала Михаилу Котюкову, Он, к слову, работал в должности проректора первого федерального университета — Сибирского, еще в далеком 2007 году.
Не мог ли он тогда познакомится с господином Мау (который как раз с 2007 возглавляет РАНХиГС)? Все-таки оба выходцы из одной стези… И не послужило ли это отправной точкой для их дальнейшего сотрудничества в том числе с госпожой Васильевой?
В 2018 году объяснением "схлопывания" Минобрнауки и создания нового юрлица называли реструктуризацию. Но что, если его истинная цель: попытка скрыть хищения внутри ведомства? Спустя время вся документация нефункционирующего предприятия уничтожается, таким образом, если силовики заинтересуются деятельность ведомства, им смогут показать только документы вновь созданного в 2018 году!
Может ли быть так, что госпожа Васильева тоже замешана в делах, за которые сейчас ловят сотрудников РАНХиГС? При всем при этом, она по сей сень является президентом ФГБУ "Российская Академия Образования", Российская Академия Образования, РАО, что имеет доступ к госбюджету – как в качестве заказчика, так и поставщика.
Все-таки четвертым крупнейшим заказчиком РАНХиГС является учрежденное в 2018 году Минобрнауки – структура, несмотря на свою относительную "молодость", уже влила в университет 404 млн рублей. Не значит ли это, что Васильева имеет влияние и на новое ведомство?
Вполне резонное предположение, учитывая тот факт, что на место главы вновь образованного Минобрнауки поставили Котюкова вряд ли не посоветовавшись с ней. Тем более, что в научной среде, как писал "Коммерсант", его не очень жаловали. Так что Котюков вполне может быть ставленником Васильевой, которая имела достаточный лоббистский ресурс для того, чтобы его продвинуть.
К слову, функционировавшее до 2019 года Минобрнауки – крупнейший заказчик обоих ФГБУ – "ФИРО" и "Российской Академии Образования". Представляете, какие денежные потоки могут быть в руках госпожи Васильевой?
Если говорить о возможных махинациях с госконтрактами, вопросы могут возникнуть в том числе и к Министерству образования московской области – из 23 тендеров, в которых участвовало ФИРО, она выиграла абсолютно все. Не странно ли?
Ликвидация ФГБУ "ФИРО" произошла в 2018 году – как раз с реформацией Минобрнауки. Еще один признак того, что госпожа Васильева может быть замешана в делах задержанных.
Васильева до сих пор в деле?
В 2020 году Котюкова на посту главы ведомства сменил Валерий Фальков. Незадолго о этого госпожа Васильева покинула Минпросвещения. Это в очередной раз указывает на то, что именно Васильева могла быть покровителем Котюкова.
Есть вероятность, что и новый министр Фальков тоже, что называется, под колпаком Васильевой. Это видно не только из того, что в РАНХиГС продолжают поступать средства ведомства, но и из-за того, что профессионализм господина Фалькова вызывает много вопросов – мы подробно писали об этом ранее.
А зачем ставить на такую должность "незнайку"? не иначе, как чей-то лоббизм. Почему бы и не госпожи Васильевой? Мы уже предполагали такое на примере неоднозначной кандидатуры Котюкова.
Все свои под Мау?
Но вернемся к тому, с чего начали. Задержанные на днях Дулинов, Алиева и Родионова в структуре учредителей и руководителей ФИРО РАНХиГС никогда не фигурировали. Ладно две последних, но Дулинов все-таки был гендиректором учреждения. И тем не менее единственным главой его значится Александр Григорьевич Асмолов – довольно известный российский ученый и преподаватель. Неужели его тоже можно заподозрить в недобросовестности?
Вполне вероятно, учитывая, что на него также было оформлено ЗАО "ИСК", что закончило 2013 год с показателями прибыли, ушедшими в минус ровно на сумму выручки. Верный признак вывода денег?
Контора, кстати, существовала недолго, но за это время успела дважды получить госконтракт от Министерства образования Московской области. Так что вырисовывается целая система, в которую, кажется, попадают только "свои". Поэтому все друг друга и прикрывают, и внутри этой системы может происходить все, что угодно – в том числе и махинации с бюджетными потоками.
Что касается ФИРО, у него есть целых пять предшественников, все они ныне ликвидированы. Так что, возможно, система с хищениями работала на протяжении гораздо большего времени, чем можно себе представить. В 2018 году полномочия учреждения перешли к РАНХиГС, так что теперь "лямку тянет" господин Мау. Вопрос в том – сдюжит ли?