С обысками пришли полицейские к председателю ассоциации предприятий МСБ. Его представитель, заседавший в комиссии минэкономики РТ по программе «Лизинг-грант», подозревается в махинациях: якобы, обеспечивая получение субсидий, он брал 30% себе, а остальное делили пятеро сообщников. Схему вскрыло само минэкономики РТ, которое уже дало понять — впредь членов ассоциации к распределению денег не подпустят.
«ЛИЗИНГ-ГРАНТ» ЗА 30% ОТКАТА?
Сегодня МВД по РТ разослало пресс-релиз, в котором объявило о выявленных «многомиллионных» хищениях субсидий по программе «Лизинг-грант». В сообщении приводится только один эпизод, который был совершен в 2014 - 2015 годах, когда злоумышленники «получили субсидию в размере 1 миллиона рублей каждый». Якобы помогал им в этом член конкурсной комиссии при министерстве экономики РТ, представлявший ассоциацию предприятий МСБ, руководимую Хайдаром Халиуллиным. Имя его не называется, однако, по сведениям «БИЗНЕС Online», речь идет о руководителе комитета по информационным технологиям ассоциации Тимуре Аюпове.
Всего в уголовном деле фигурируют шесть подозреваемых, личности как минимум четверых из них установлены. По версии следствия, фирмы, «патронируемые» Аюповым, проходили с его помощью конкурсный отбор, после чего 30% гранта получал он сам, остальные деньги присваивали сообщники, а отчетность подделывалась. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online», в задачу как минимум двух подельников подозреваемого входило оформление поддельных документов о якобы закупке оборудования с помощью ООО «Восток-Лизинг» — одной из крупнейших лизинговых компаний РТ. Трудоустроены ли они в ассоциации или входят в нее как предприниматели — неизвестно.
Как утверждают следователи, всего было выявлено 10 таких эпизодов, однако суммы субсидий, которые были похищены, не уточняются. Материалы проверки легли в основу уголовного дела, которое ГСУ МВД по РТ возбудило по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Максимальное наказание, предусмотренное данной статьей, предполагает лишение свободы на срок до 6 лет. Как сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Советского районного суда Айгуль Шабняева, мера пресечения в отношении Аюпова была избрана еще 8 октября — по ходатайству ГСУ МВД по РТ он был взят под стражу до 4 декабря. Другая фигурантка по делу еще раньше была отправлена под домашний арест, ее имя выяснить пока не удалось, как и еще одного подельника, получившего подписку о невыезде. В отношении четвертого подозреваемого мера пресечения не была избрана.
В сообщении также говорится о проведении обысков по местам проживания и местам работы подозреваемых, после чего были изъяты финансово-хозяйственные документы, печати, компьютеры и телефоны, подтверждающие их соучастие. На видео, также распространенном полицией, запечатлен сам обыск в офисе ассоциации предприятий МСБ РТ. Ему предшествует разговор оперативника с мужчиной, в котором легко угадывается Халиуллин.
— То, что постановление о производстве обыска... в моем жилище находится ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса. В принципе, должно быть разрешение прокуратуры... — растерянно проговорил Халиуллин, стоя на пороге кабинета с постановлением в руках.
— Вот у нас есть документ, мы на основании него будем проводить обыск, — пояснил оперативник. — Если вы не согласны, можете его обжаловать в прокуратуре, в суде...
На следующих кадрах председатель ассоциации уже подписывает постановление об обыске, оперативники начинают изучать документы.
«СЕЙЧАС МЕНЯ ЭТО ВСЕ ВГОНЯЕТ В ШОК»
Стремительно разворачивающееся расследование произвело неизгладимое впечатление на Халиуллина. «У нас никогда не было таких случаев! — заметил он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Он у нас [в ассоциации] не работает, он работал на общественных началах. Я ему доверял, он участвовал в заседаниях конкурсной комиссии по доверенности». При этом сам председатель ассоциации эти заседания не посещал. «Я член конкурсной комиссии, но на заседаниях не бываю, невозможно там сидеть целыми днями, пусть этим занимаются другие члены ассоциации», — заметил он в разговоре с изданием.
Халиуллину Аюпова, по его словам, рекомендовал экс-редактор журнала «Право и жизнь» (в прошлом замминистра информации и печати РТ) Халим Гайнуллин. «Он на меня и на всех производил впечатление очень хорошего парня, скромного, честного, он вошел ко мне в доверие, я ни разу за ним ничего не замечал, а сейчас меня это все вгоняет в шок, — говорит Халиуллин. — Я никогда не думал, что он может что-то совершить. Я и сейчас этого не думаю, доказательств пока нет, когда предъявят доказательства, тогда будет понятно, я до сих пор не верю».
Суть преступления для собеседника издания пока находится в тени, в подробности расследования сотрудники правоохранительных органов его не посвятили. «Мне всегда казалось, что в конкурсной комиссии украсть деньги невозможно, в минэкономики все делали для того, чтобы были прозрачные конкурсные мероприятия, — удивляется Халиуллин. — Будем ждать обвинения».
Халиуллин признает, что описанный инцидент оставит пятно на имидже ассоциации. «Но мне кажется, что ассоциацию не должны исключать (из комиссии по распределению грантов — прим. ред.). Мы можем заменить их на других людей — членов конкурсной комиссии», — с готовностью пообещал собеседник издания. Впрочем, вслед за заявлением в полицию последовала вторая реакция министерства на вскрывшиеся факты хищений. «Члены ассоциации выведены из состава конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на получение мер государственной поддержки», — заверили в ведомстве.
Между тем председатель ассоциации настолько доверял Аюпову, что имел с ним даже совместный бизнес. Так, по данным справочного сервиса «Контур-Фокус», в ООО «Центр Развития Информационных Технологий» Аюпов и Халиуллин значатся соучредителями. Впрочем, созданная в сентябре 2010 года для разработки программного обеспечения и консультирования в этой области фирма 29 января 2015 года была ликвидирована, показав в прошлом году выручку всего в 768 тыс. рублей при 2 тыс. рублей убытка. ООО «Интернет технологии для авиации», которое партнеры также делили пополам, было создано в июле 2013 года. Предприятие действующее, но по итогам прошлого года показало нулевую выручку.
«Эти фирмы никак не связаны с получением грантов», — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Халиуллин. По его словам, они были созданы для сотрудничества с Казанским вертолетным заводом, поскольку у Аюпова «были связи в Москве, в авиационной корпорации», но бизнес не пошел.
.Хайдар Халиуллин: «Он на меня и на всех производил впечатление очень хорошего парня, скромного, честного, он вошел ко мне в доверие, я ни разу за ним ничего не замечал»Фото: «БИЗНЕС Online»
«ОЧЕНЬ МНОГО СИГНАЛОВ О НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ КОНСАЛТЕРАХ»
К чести минэкономики РТ факты хищений были обнаружены с подачи самого министерства, которое и обратилось с заявлением в правоохранительные органы. «Виновные должны понести наказание», — коротко прокомментировал свою позицию руководитель центра поддержки предпринимательства Республики Татарстан Дилюс Шавалиев, курирующий программу. Ранее в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он призывал не верить тем, кто обещает победу в конкурсе, и категорически отрицал саму возможность того, что кто-то из членов комиссии занимается такими вещами: «Очень много приходит сигналов и от наших предпринимателей, что есть недобросовестные консалтеры на рынке, которые обещают предпринимателям гарантированный выигрыш на конкурсе и за это просят вознаграждение в размере 10 - 15 и даже 50 процентов от суммы выделенной субсидии. Мы, конечно, реагируем на такие сообщения, звоним им, делаем предупреждения. Поэтому я рекомендую ни в коем случае с такими консалтерами не связываться, а если вы вступили с ними в переговоры, предложите им закрепить это обещание в договорном порядке, где у вас будут обговорены условия в случае невозврата. Пусть они вам эти проценты компенсируют, и посмотрите, как они на это будут реагировать».
Из ответа пресс-службы министерства экономики РТ на запрос «БИЗНЕС Online» следует, что факт подделки документов был выявлен при проверке контрагентов. «В августе 2016 года в рамках заявочной кампании на получение мер государственной финансовой поддержки в форме субсидий по программному мероприятию „Лизинг-грант“ были установлены факты представления в составе заявки заведомо недостоверных либо ложных документов, а именно: были представлены фиктивные договоры лизинга, — пояснили в ведомстве. — Данные факты были выявлены благодаря принятым мерам по обязательной встречной проверке контрагентов, информация о которых указывается в составе конкурсной заявки».
Как разъяснили в минэкономики РТ, состав конкурсной комиссии по предоставлению субсидии формируется из числа представителей министерств и ведомств, отраслевых экспертов, а также общественных организаций, в число которых помимо представителя ассоциации МСБ входят «Деловая Россия», «ОПОРА России» и ТПП РТ. Каким образом Аюпову удавалось «протаскивать» через сито своих кандидатов и замешан ли в схеме кто-то еще, предстоит выяснить. Так же как и окончательную сумму украденного. «Размер бюджетных хищений будет определен по завершении следственных действий», — говорят в минэкономики РТ.
.Делюс Шавалиев, курирующий программу, ранее категорически отрицал саму возможность того, что кто-то из членов комиссии занимается такими вещамиФото: «БИЗНЕС Online»
«ВЫРОСЛА УЖЕ ЦЕЛАЯ ПЛЕЯДА ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ НАЗЫВАЛИ «ГРАНТОЕЖКИ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», предлагают раньше времени ярлыки на задержанных не вешать и указывают, что в любом случае ответственность за происходящее должен понести и председатель ассоциации поддержки МСБ по РТ.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— 10 эпизодов дела еще не говорят о массовости преступления. Тут, видимо, была почва для злоупотреблений из-за того, что отсутствовал должный контроль за распределением этих денег и их использованием. Если эти деньги выдавались, уходили с определенных счетов, то должен был быть и контроль. Прочувствовав то, что эта линия контроля отсутствует, люди воспользовались этим. А насколько они виноваты, пусть определяет следствие и суд.
После суда возможности использования этих денег не по назначению, по присвоению их, я думаю, будут прикрыты. Насколько все это будет эффективно — покажет время. Но я вот о чем хотел бы сказать: часто для того, чтобы протащить в суд какое-то дело со слабой доказательной базой, у нас используют средства массовой информации. Информация сбрасывается для создания какого-то эффекта. Может быть, эта информация и правдивая, но вот для чего она сбрасывается раньше времени?
Возможно, здесь была какая-то техническая ошибка со стороны обвиняемых, поэтому я с определенной степенью осторожности относился бы к таким обвинениям. Есть презумпция невиновности, и до суда никого нельзя обвинять в совершении преступления.
Радик Абдрахманов — совладелец группы компаний Bulatov grupp, вице-президент ассоциации предпринимателей-мусульман:
— Даже министр экономики РТ Артем Здунов говорил о том, что выросла уже целая плеяда таких людей, которых называли «грантоежки», которые пытались получить гранты, субсидии, показывая «нарисованные», вымышленные проекты с поддельными документами. Конечно, ребята, которые отвечали за эти субсидии, использовали какие-то лазейки. Наверное, был соблазн нажиться, обогатиться за счет бюджетных средств. И я думаю, что если расследование проведено и факты, что деньги украдены, подтвердятся, то виновные должны понести наказание по всей строгости нашего закона.
Мог ли Аюпов действовать без ведома Халиуллина? Наверное, мог. Но в любом случае ответственность подопечного не снимает вины с его руководителя. Это его человек, он должен нести за него ответственность в любом случае. Я, к примеру, за своих сотрудников всегда несу ответственность, если они что-то натворили. Какая-то мера ответственности в любом случае есть и на руководителе.