По версии обвинения, 17 лет назад он был заказчиком двух убийств и одного покушения на убийство. Претензии у следователей к Фургалу появились только после того, как на губернаторских выборах он победил кандидата-единоросса. The Insider изучил материалы дела – протоколы допросов и очные ставки свидетелей и фигурантов – и выяснил, что показания свидетелей обвинения часто противоречат друг другу, а тяжелая болезнь главного из них оказалась фейковой.
Главные свидетели: мнимый больной и милиционер-вымогатель
Сторона обвинения настаивает, что по заказу Фургала в середине нулевых, когда он руководил компанией по сбору черного лома «Миф-Хабаровск», застрелили предпринимателя Евгения Зорю и начальника охраны фургаловской компании Олега Булатова, а также покушались на жизнь предпринимателя Александра Смольского в Амурской области.
По версии обвинения, организовал убийства криминальный авторитет Михаил Тимофеев («Тимоха»), а исполнили Андрей Карепов, Андрей Палей и Марат Кадыров, которые якобы входили в его банду - ОПГ «Тимофеевская». Тимофеев находится в розыске и по этому делу не допрашивался. А все обвинение против экс-губернатора строится на показаниях двух свидетелей: экс-партнера Фургала по бизнесу – Николая Мистрюкова и бывшего начальника отдела по борьбе с бандитизмом Управления уголовного розыска по Хабаровскому края Владимира Першина.
Мистрюков был задержан за девять месяцев до ареста Фургала – в ноябре 2019 года. В июле 2020-го СМИ со ссылкой на членов ОНК писали, что он дал показания на бывшего губернатора из-за плохого состояния здоровья – рака и потери зрения в СИЗО - и пошел на сделку со следствием, чтобы оказаться под домашним арестом. Однако, как выяснил The Insider, Мистрюков уже практически с первого допроса начал давать признательные показания и утверждать, что вместе с Фургалом заказывал убийства людей, но следователи по каким-то причинам поначалу не давали делу ход.
Более того, The Insider удалось ознакомиться с медицинским освидетельствованием Мистрюкова в больнице имени Ерамишанцева в Москве за два месяца до его перевода под домашний арест. Врачи диагностировали ряд заболеваний, но ни рака, ни потери зрения среди них не было, в заключении указано, что заболеваний, «препятствующих нахождению Мистрюкова под стражей, нет» (документ имеется в распоряжении The Insider). Мистрюков заключил сделку со следствием, и его дело будет рассматриваться отдельно от дела Фургала, а сам он рассчитывает получить менее суровое наказание.
Что касается второго свидетеля, бывшего следователя угрозыска Першина, то сам он в 2016 году был осужден за вымогательство, а в 2019-м его досрочно освободили и, удивительное совпадение, сразу после выхода из тюрьмы он дал показания против Фургала. Во всех своих показаниях он ссылается на то, что узнал об убийствах от одного из предполагаемых соучастников – Карепова, который, по его словам, выполнял роль «диспетчера» в ОПГ «Тимофеевская»: передавал поручения от заказчиков киллерам и отчитывался обратно, чтобы они никогда не видели друг друга в лицо.
По словам Першина, во время своей работы в милиции он завербовал Карепова в качестве агента и регулярно с ним общался, так как тот оказался очень хорошим информатором. «Карепов любитель был на грудь принять, водочки выпить, и в процессе этого алкогольного состояния, вот, похвалиться подвигами», - утверждает Першин в своих показаниях.
Сам Фургал вину не признает, его адвокаты настаивают, что показаниях свидетелей голословны и противоречат друг другу во всех ключевых вопросах.
Эпизод первый: крыша
Оба свидетеля утверждают, что Фургал познакомился с «Тимофеевскими» с целью убийства хабаровского бизнесмена Евгения Зори, произошедшего 29 октября 2004 года. Согласно материала дела, к тому моменту Зоря вместе с семьей уже перебрался в Канаду, но продолжал держать в Хабаровске сеть торговых палаток, рынок и авторемонтный завод, а также скупал имущество банкротящихся предприятий.
Как раз из-за покупки имущества банкротящегося завода «ЖБИ-2» у него якобы начался конфликт с Фургалом, который в то время вместе с Мистрюковым владел компанией «Миф-Хабаровск» и занимался сбором и перепродажей лома черного металла. Бизнесменов интересовали подъездные железнодорожные пути, которые купил Зоря, поскольку у «Миф-Хабаровск» там находилась погрузочная площадка. Сами Фургал и Мистрюков собирались купить арматурный цех на заводе, но Зоря успел первым внести оплату и стал утверждать, что бизнесмены подделали договор. Начались судебные тяжбы и конфликты на самом заводе. Как рассказывает Мистрюков, Зоря не пропускал вагоны «Миф-Хабаровск» к их погрузочной площадке по железнодорожным путям.
В своих показаниях от 22 ноября 2019 года Мистрюков настаивал, что именно Зоря первым пообещал убить их с Фургалом:
«Он [Зоря] просто не вступал в диалог, те угрозы …. что звучали, я прекрасно помню. Они звучали очень серьезно, и он очень серьезный человек, очень влиятельный. И я не сомневался, что это произойдет, что он нас устранит, это могло быть очень легко».
Тогда Мистрюков якобы решил обратиться за помощью к своему знакомому – начальнику отдела по борьбе с бандитизмом Першину. Согласно его показаниям, тот связал их с «диспетчером» из ОПГ «Тимофеевская» Кареповым. На время убийства Мистрюков уехал из города, а потом заплатил за расправу над бизнесменом миллион рублей. По его словам, Фургал был в курсе всего происходящего.
Впрочем, Першин рассказывает немного другую версию событий. По его словам, с просьбой решить конфликт к нему обратился именно Фургал. «Значит ко мне подходит Фургал: «С этим Зорей делать что-то надо». Я говорю: «Убивать его что ли? Я этими вопросами не занимаюсь». В итоге милиционер свел бизнесменов с профессионалами – познакомил их со своим агентом из ОПГ «Тимофеевская» Кареповым. Першин утверждает, что сначала план был другой: они хотели не убивать Зорю, а только подставить – подкинуть пистолет, возбудить уголовное дело и выпроводить бизнесмена в Канаду.
А об убийстве предпринимателя свидетель обвинения якобы узнал только из новостей. Спустя несколько дней ему позвонил Карепов. «Говорит: «Зоря заболел. Очень сильно заболел, наверное, не выживет», - рассказывает Першин. Но, по его словам, через некоторые время Карепов сам признался милиционеру, что они – «Тимофеевские» давно «пасли Зорю» и «следили за ними в течение месяца или полутора месяцев, искали удобного момента, чтобы с ним расправиться».
Между тем, согласно показаниям вдовы Зори, Ларисы, ее муж практически все время был в Канаде и был застрелен спустя три дня, как вернулся в Хабаровск. Также она рассказывала, что именно с «Тимофеевскими» у ее мужа были отличные отношения, и сам Тимофеев лично помогал Зоре выиграть арбитражные суды у Фургала. Кроме того, Тимофеев за ежемесячные выплаты оказывал им помощь в конфликтных ситуациях, например, нашел ее угнанную машину и разбирался с кражами в ларьках. Да и пресловутые железнодорожные пути остались у семьи убитого, что подвергает сомнению официальные мотивы убийства.
Сам Фургал рассказывает, что и не думал никого убивать, предлагал Зоре «решить конфликт без скандалов», и даже рассматривал варианты обмена ангара на железнодорожные пути. Бывший губернатор также рассказывает, что в середине 2004 года действительно по настоянию Мистрюкова ходил знакомиться с милиционером Першиным. Но настаивает, что за этой встречей не было никакого скрытого смысла, а организовал ее Мистрюков, чтобы у компании было больше знакомых в милиции. «Знакомство было связано с тем, что он [Першин] являлся сотрудником милиции, служил в РУБОПе в звании полковника. [Я] познакомился с ним без всяких целей» - говорит в своих показаниях Фургал.
Также он настаивал, что последний раз видел убитого в суде – за несколько месяцев до происшествия - и не знал, что тот вернулся в Хабаровск из Канады, а о его смерти узнал от «знакомых сотрудников милиции».
Отрицает вину и Карепов. На очной ставке с Мистрюковым 24 декабря 2019 года он заявил, что непричастен к убийствам бизнесменов, а общался с Мистрюковым и Фургалом на тему депутатства в Законодательной Думе Хабаровского края. Впоследствии Карепов стал помощником Фургала.
Эпизод второй: внутренние разборки
Второй эпизод, который вменяется Фургалу, – убийство начальника его службы безопасности Андрея Булатова рано утром 1 февраля 2005 года. До выхода на пенсию Булатов служил начальником вневедомственной охраны в Кировском районе Хабаровска, а оставив службу, также занялся бизнесом по скупке металла. В итоге он оказался в команде Фургала, где отвечал и за охрану, и за поставки черного лома. Спустя три месяца после убийства Зори киллер подкараулил Булатова около его же коттеджа, расстрелял его из автомата и кинул гранату через забор.
Как следует из показаний Мистрюкова от 22 ноября 2019 года, Булатов узнал, кто организовал убийство Зори, и стал шантажировать их с Фургалом: «Человек был предприимчивый, жесткий, бывший сотрудник милиции, ушедший на пенсию». В итоге, по словам Мистрюкова, они решили с ним разобраться старым методом.
«Мы предприняли действия, [решили] не ждать ситуации и заказать Булатова Олега», - говорит Мистрюков. По его словам, уже после убийства он вместе с Фургалом подкинул следствию версию о том, что у Булатова был конфликт с бывшим работодателем – Владимиром Крюковым, который якобы хотел убить Фургала.
О разногласиях между Булатовым и Фургалом рассказывает и свидетель Першин, но, конечно же, основные детали и мотивы убийства бывший милиционер якобы снова узнал от Карепова:
«В определенный момент из разговора с самим Фургалом и Мистрюковым я узнал, что у них стали возникать вопросы. Вопросы состояли в том, что Булатов якобы такой гад нехороший, что Фургал и Мистрюков говорили ему продавать металл по одной цене, а он отказывался, говорил, что другим продаст. На этой почве у них с Булатовым начались трения. Потом я узнал от Карепова, что у него был еще какой-то компрометирующий материал на Фургала и Мистрюкова. Хотел или бабки с них поиметь, или что-то другое, но разговор был такой».
Именно Карепов, по словам бывшего милиционера, спустя несколько лет, в 2008 году якобы признался Першину в том, как «Тимофеевские» убили Булатова: «Я помню, мы ехали в машине по улице Космонавтов [в Хабаровске], был густой снег, большие хлопья, и он [Карепов] мне рассказывал: «Булатова долго пасли, очень долго».
На самом деле долго выслеживать Булатова они никак не могли, потому что с момента убийства Зори до расправы над Булатовым прошло всего 3 месяца, и Мистрюковв своих показаниях говорит, что действовать, напротив, пришлось довольно оперативно. Сам Фургал полностью отрицает эти обвинения. «Я никаких преступлений, озвученных Мистрюковым, никогда [не совершал], ни один, ни вместе с ним [никого] не заказывал», - говорил Фургал на очной ставке в Мистрюковым сразу же после своего ареста - в июле 2020 года. «Я никогда не участвовал в заказе данных людей, никогда не платил никаких денег», - настаивает бывший губернатор.
Эпизод третий: битва за территорию
Третий эпизод в деле – покушение на жизнь 20-летнего Александра Смольского – сына директора Хабаровской гидроэлектростанции, который также конкурировал с Фургалом за сбор черного лома в поселке Прогресс Амурской области.
Хронологически нападение на Смольского стало первым эпизодом, который члены ОПГ «Тимофеевская», по версии следствия, совершили для Фургала и Мистрюкова – оно произошло за несколько месяцев до убийства Зори – 29 июля 2004 года.
В 2004 году Фургал купил в Прогрессе территорию одного из заводов и решил заняться там собором лома. Однако оказалось, что нишу уже занял амбициозный Смольский. В итоге между Фургалом и Смольским разгорелся конфликт: они уводили друг у друга клиентов, и Смольский сгоряча даже пытался протаранить машину Мистрюкова. «Ты едешь по дороге, и [встречная] машина идет тебе на таран. Смольский пытается тебя таранить, ты пытаешься уйти от столкновения и уходишь на обочину», - рассказывал Мистрюков в своих показаниях.
Сам Смольский напротив настаивает, что это Фургал с Мистрюковым первыми «объявили ему войну»: еще в марте 2004 года они назначили ему встречу и пытались, по его словам, запугать. «Разговор был закончен угрозой, которая прозвучала от Мистрюкова и Фургала: они сказали, что я краду их деньги, и я об этом сильно пожалею», - рассказывал Смольский на очной ставке с Мистрюковым 19 ноября 2019 года.
В своих первых показаниях 22 ноября 2019 Мистрюков утверждал, что хотел урегулировать конфликт мирно и тогда он в первый раз обратился в Карепову. Мистрюков утверждает, что не заказывал убийства, а просил лишь вразумить молодого человека. Карепов же с ним не обговаривал методы «вразумления», а попросил две недели и «где-то 50-80 тысяч рублей». На какие цели – не пояснил.
Спустя полтора месяца Мистрюков узнал, что в Смольского кто-то кинул две гранаты. Одна из них не взорвалась, а вторая взорвалась и ранила его.
В первых показаниях Мистрюков утверждал, что Фургалу о нападении он не докладывал: «Я его в курсе не держал, даже после совершенного преступления». Но спустя девять месяцев, 22 июля 2020 года, на очной ставке с Фургалом Мистрюков поменял свои показания и заявил, что он и Фургал лично заказывали Карепову именно убить Смольского и якобы это подтверждает сумма в 1 млн, которую заплатили киллерам: «Эта сумма соответствовала именно заказу на убийство человека, которую брал Карепов».
Першин также утверждает, что Смольского пытались именно убить. Более того, он настаивает, что это может быть далеко не весь список жертв руководителей «Миф-Хабаровск». Якобы в 2015 году Карепов передал ему записку для Фургала и Мистрюкова. По словам Першина, Карепов считал, что ему недоплатили за убийства и требовал заплатить еще $500 тыс. Само же послание, по словам свидетеля, было написано в шуточной форме – «типа фельетона» и там перечислялись эпизоды нападений. «В записке было типа того, что «Цирк с канадцем», «Разговор с голубыми», «Владивостокский гараж». Ну как я понял, было там порядка восьми или десяти эпизодов», - говорит Першин.
По словам Першина, он принес записку Фургалу и Мистрюкову и якобы стал свидетелем диалога бизнесменов:
«Они стали возбужденно обсуждать информацию, даже про меня забыли, что я нахожусь с ними в одном кабинете. Фургал сказал: «Ну что, платить надо». В ответ Мистрюков сказал: «А что платить, если он расскажет, то и сам себя закатает».
На допросе в 2020 году Мистрюков подтвердил историю с запиской, но утверждал, что сам не знал о других эпизодах, но вот «Фургал мог организовать и заказать иные убийства». Фургал же настаивал, что деньги (16 млн рублей) действительно просил, но не Карепов, а сам Першин, который в то время уже стал фигурантом уголовного дела и нуждался в деньгах на взятку.
На допросах Фургал настаивал, что ни у него, ни у его компании «Миф-Хабаровск» не было конфликта со Смольским: «Не было никаких конфликтов и противоречий со Смольским и у других коммерческих организаций, находившихся в моей собственности или возглавляемых мной». А самого Смольского он якобы видел всего один раз в жизни – на встрече с Мистрюковым: «Во время [их] разговора я стоял рядом, в сам разговор не вмешивался».
Альтернативные версии
Защита Фургала считает, что оба свидетеля дают показания исходя из личной заинтересованности и оговаривают бывшего губернатора. «Противоречивые «признательные показания» Мистрюкова не подкреплены доказательствами и носят голословный, заинтересованный и корыстный характер», - рассказал The Insider адвокат Фургала Борис Кожемякин. Вопросы возникают и к показаниям Першина, из которых следует, что начальник отдела по борьбе с бандитизмом по сути «крышевал преступную группу», при этом сам не оказался на скамье подсудимых.
Сразу же после убийства Зори следователи проверяли пять версий его смерти, среди которых была и версия о причастности Фургала. Спустя год расследование дела было приостановлено, и лишь когда Фургал победил на губернаторских выборах, делу снова был дан ход, при этом в материалах дела из пяти версий осталась всего одна.
Между тем осенью 2004 года хабаровские СМИ писали о целой серии похищений и убийств бизнесменов, работавших с преступным авторитетом Юрием Масленниковым по кличке «Краб», который сбежал с деньгами группировки «Общак». Тогда именно с этими разборками журналисты связывали в том числе убийство Зори.