Скандальный иск в лондонский суд с требованием о выплате 600 млн долларов подал основатель фонда «Маршал Капитал» бизнесмен Константин Малофеев. Впрочем, большинству россиян его фамилия ничего не говорит. Тогда попробуем представить его с другой стороны. Малофеев – тот самый человек, который организовал доставку в Россию «Даров Волхвов». Однако же имеется мнение, что его набожность – лишь одна из тактик хитрого и расчетливого бизнес-плана. 600 млн долларов не приведут к потере финансовой устойчивости организации, возглавляемой Андреем Костиным
, – недаром в отечественном банковском рейтинге Банк ВТБ занимает вторую строчку. Но терять деньги для государственного банка вдвойне больно. Ведь любая его финансовая потеря – это финансовый ущерб каждого гражданина страны.
В 600 млн долларов предприниматель оценил свою финансовую выгоду, якобы потерянную им из-за действий российского банка. Летом 2011 года дочерняя компания ВТБ добилась в Высоком суде Лондона решения о помещении под арест принадлежащих Малофееву 10,6% обыкновенных акций «Ростелекома». Бумагами крупнейшего отечественного оператора связи бизнесмен владел к тому времени чуть меньше года, являясь самым крупным миноритарием монополиста. С помощью имеющегося на руках пакета он планировал войти в создаваемый Алишером Усмановым холдинг Garsdale, который казался весьма лакомым куском на рынке телекома – именно под контролем Garsdale находятся «Мегафон» и Yota. Но наложенный на акции арест не позволил сбыться этим планам. «На свободе» малофеевские активы оказались лишь в начале прошлого года, когда поезд уже ушел. И вот теперь предприниматель решил взыскать с ВТБ упущенную им выгоду от несостоявшейся сделки.
Разбирательство будет идти в лондонском арбитраже. За последнее время это уже далеко не первый случай, когда судьбы отечественных государственных компаний решаются почему-то судьями страны, исторически настроенной враждебно по отношению к России. Увы, причиной тому слывущая по миру молва о неподкупности и скрупулезности британской Фемиды. Хотя в данном случае это только к лучшему. Разбирательство обещает стать не только серьезным, но и скандальным. И количество грязного белья, которое может быть вытащено на свет божий, грозит оказаться немалым. Хотя хватает его и сейчас.
225 миллионов долларов растворились в молоке
Добиться помещения под арест принадлежащих Константину Малофееву акций ВТБ заставила неприглядная история, обошедшаяся банку в весьма круглую сумму. В 2007 году банк предоставил кредит в размере 225 млн долларов некоей компании «Руссагропром». Средства предназначались на покупку шести молокозаводов у фирмы «Нутритек», принадлежащей фонду «Маршал Капитал». Переговоры с банком инициировал также фонд. Однако вскоре после выдачи денег заем перестал обслуживаться. Одновременно выяснилось, что реальная стоимость молокозаводов на деле составляет менее 40 млн долларов, поэтому покрыть убытки не удастся. В банке посчитали, что Малофеев и представители «Нутритека» сознательно завысили данные о состоянии предприятий, тем самым введя кредитора в заблуждение. В результате правоохранители возбудили уголовное дело, а ВТБ подал на Малофеева в суд. Поскольку кредит предоставляла британская «дочка» банка VTB Capital, то иск рассматривался в лондонском суде. Рассмотрение длилось долго, но в итоге британский суд в трех инстанциях все же отказал ВТБ в удовлетворении его претензий, сославшись на то, что дело находится вне его юрисдикции и должно разбираться на территории Российской Федерации.
Тем временем в России тоже начались подвижки. В ноябре 2012 года стало известно о том, что полицейские провели обыск у Константина Малофеева. Сообщалось, что бойцы спецназа МВД явились рано утром к нему в дом, расположенный в элитном подмосковном поселке, разбудив предпринимателя. Затем он был доставлен в полицию в качестве свидетеля. Эксперты уже выдавали прогнозы о том, что со дня на день бизнесмен будет официально задержан. Однако этого так и не случилось, причиной чего во многом оказался финт, удививший всех. Константин Малофеев неожиданно решил стать депутатом в маленьком поселке Знаменка в Смоленской области. И даже стал, неожиданно опередив соперников с разгромным счетом. Правда, местная прокуратура усмотрела в причинах этой победы подкуп избирателей, добившись через суд снятия Малофеева с избирательного марафона. Но было уже поздно. А народные избранники, как известно, имеют особый статус – заниматься ими может только Следственный комитет, в результате сельский депутат так и остался в категории «свидетеля».
Попытка подвинуть «серого кардинала»
История эта получила тогда широкую огласку в СМИ. Но не столько из-за криминального оттенка ситуации, сколько из-за личностей ее участников. Наряду с Малофеевым в полиции тогда оказался сын бывшего генерального прокурора России Юрия Скуратова Дмитрий, который работал в «Маршал Капитал» юристом, а также его зять – глава «Ростелекома» Александр Проворотов. Однако скандала не произошло – предъявлять претензии родственникам экс-генпрокурора правоохранители также не стали. Сам же Константин Малофеев заявил, что дело против него инспирировано искусственно и связано с наличием у него акций крупнейшего российского оператора связи.
Эксперты допускают: возможно, так все и было на самом деле. Захоти наши правоохранители разобраться в истории с кредитом, расследование велось бы куда быстрее. А вот в качестве акционера «Ростелекома» Малофеев к тому времени вызывал раздражение уже у многих.
Частный миноритарий, владеющий небольшим пакетом, сумел взять стратегическое государственное предприятие фактически под свой полный контроль. Его соратник по фонду «Маршал Капитал» Сергей Азатян вошел в совет директоров компании, а кресло директора «Ростелекома» занял бывший однокашник и близкий друг предпринимателя Александр Проворотов. Самого же Малофеева называли «серым кардиналом», руководящим из-за чужих спин.
Как говорят, такой расклад очень не нравился премьер-министру Дмитрию Медведеву, у которого имелся свой взгляд на положение в «Ростелекоме». И активизация расследования по делу «Руссагропрома» с сопутствующим «маски-шоу» была всего лишь способом прозрачно дать понять Малофееву, что ему пора на выход. По-видимому, намек он понял. Весной прошлого года прошла информация, что принадлежащие основателю «Маршал Капитал» акции «Ростелекома» приобретет Аркадий Ротенберг. Одновременно своего поста со скандалом лишился Александр Проворотов. Правда, позже сделка была отменена и бумаги выкупил сам «Ростелеком». Но внакладе Константин Малофеев все же не остался: по данным РБК, расставание с акциями принесло ему 25 млрд рублей.
Стратегия – быть в тренде
Со стороны может показаться удивительным: как пусть и довольно богатый, но все же довольно средний по российским меркам бизнесмен способен подминать под себя таких гигантов. Знающие люди отвечают: все дело в хватке, расчетливости и хитрости г-на Малофеева. Пока другие учились кататься на горных лыжах и бороться на татами, попадая в новый политический тренд, он произносил душеспасительные речи и жертвовал на строительство храмов. В результате репутация «православного бизнесмена» существенно помогла ему, когда тренд изменился, и теперь среди чиновников стало модным подчеркивать свою воцерковленность. Ее сиянию не помешал даже скандал, разразившийся после того, как среди активов «Маршал Капитал» заметили компанию, якобы, распространяющую контент «для взрослых». В 2007 году Константин Малофеев основал благотворительный фонд Святителя Василия Великого с бюджетом в 40 млн долларов. Пока фонд занимался помощью кадетским корпусам и демонстрацией антиабортных фильмов, о его деятельности было известно гораздо меньше, чем нынче, после того, как по России с помпой провезли «Дары Волхвов». Доставку реликвии организовал и финансировал лично Константин Малофеев. Этот шаг наблюдатели уже назвали его громадной репутационной победой, которая значительно укрепит позиции предпринимателя в бизнесе. Так что с 600 млн долларов Банку ВТБ, а следовательно, через его потери и нам с вами, вполне возможно, придется расстаться.