Danske Bank помогал россиянам выводить средства через зеркальные сделки

Источник
В 2013 году с их помощью из России было выведено до 8,5 миллиардов евро.
Danske Bank провел для российских клиентов зеркальные сделки на сумму 6–8,5 млрд евро ($6,9–9,8 млрд) за один только год, следует из служебной записки, которая помогает представить, как функционировала схема по выводу из России и других стран СНГ, которая может стать крупнейшим в истории случаем отмывания денег.

В документе, с которым ознакомилась Financial Times (FT), отмечается, что «высокоприбыльная» стратегия была рискованной не в последнюю очередь потому, что банкиры Danske не знали конечных клиентов, для которых проводились эти сделки. В эстонском филиале, через который они проводились, их называли «решением» и «облигационной петлей», потому что в схеме использовались российские государственные облигации. Российские клиенты покупали бумаги за рубли, и точно такие же продавались за иностранную валюту.

Клиент переводил рубли посреднику, который покупал на них гособлигации и переводил на счет Danske в московском отделении Citi. Затем посредник продавал Danske гособлигации за валюту, и банк немедленно переводил средства в их оплату на его счет. После чего посредник перечислял валюту партнеру клиента.

По словам независимого консультанта и бывшего регулятора Грэма Бэрроу, у него как у специалиста по борьбе с отмыванием некоторые элементы записки вызывают беспокойство: «Один из них – отсутствие надежных фактов по поводу первичного источника средств, а другой – слегка бесцеремонный подход к идентификации конечных клиентов и пунктов назначения средств».

После того как FT опубликовала в пятницу детали схемы, акции Danske рухнули на 10%, что стало самым значительным падением за последние семь лет. Банк потерял уже 43% капитализации с тех пор, как восемь месяцев назад появились первые подробности операций по отмыванию денег через эстонский филиал. Размер подозрительных транзакций, связанных с выводом денег из России, Азербайджана и других стран СНГ, по итогам внутреннего расследования Danske оценил в 200 млрд евро ($234 млрд) в 2007–2015 гг.

Доход от зеркальных сделок в служебной записке оценивается в 10 млн евро. В ней не называется год, когда они проводились, но в докладе Danske, опубликованном по итогам расследования, говорится о документе, написанном аналогичным образом, а он рассматривался в банке в октябре 2013 г. В записке, с которой ознакомилась FT, указывается, что 60% дохода, или 6 млн евро, составили брокерские комиссии в размере 0,07–0,1%. На основании этого FT посчитала, что общий размер сделок мог составить 6–8,5 млрд евро.

В докладе банка говорится, что сделки проводились для 10 клиентов, которые были посредниками других клиентов, о которых у Danske не было «полной информации». В нем также отмечается, что в первоначальной версии записки упоминалось о рисках, связанных с отмыванием денег, однако из ее финального варианта это упоминание было исключено.

Зеркальные сделки с российскими гособлигациями позволят клиентам проводить международные платежи «более быстрым, дешевым и надежным образом», говорится в записке. «Есть потенциальный репутационный риск [что Danske будет восприниматься как] помогающий “оттоку капитала” из России, – говорится в ней. – Это в любом случае риск, который связан и с другими областями нашего бизнеса по работе с нерезидентами, где естественный поток денег всегда направлен из России. <…> Учитывая хороший доход от этого решения, соотношение риск-доходность представляется очень привлекательным». Риск может быть снижен, если проводить только сделки с сопроводительными документами о том, что они являются платежами за товары и услуги, а также ограничить их дневной объем, указывается в записке.

Неизвестно, сколько таких операций проводилось в другие годы, но в записке отмечается: «Это решение, скорее всего, будет временным, поскольку регулирование в России, скорее всего, изменится, чтобы привести это решение в соответствие с существующими регулирующими нормами валютного контроля».

Расследование в отношении Danske ведут регуляторы шести стран. США, возбудившие уголовное дело, уже наказывали за зеркальные сделки. В прошлом году финансовые регуляторы США и Великобритания оштрафовали Deutsche Bank на $630 млн за использование таких операций для предполагаемого отмывания $10 млрд из России в 2011–2015 гг., а затем ФРС США оштрафовала его еще на $41 млн.

Deutsche был одним из банков – корреспондентов эстонского филиала Danske, проводившим для него расчеты в долларах, но прекратил этим заниматься в 2015 г. из-за беспокойства по поводу подозрительных клиентов. Датская газета Berlingske сообщала, что несколько посредников, с которыми Deutsche проводил свои зеркальные сделки, также были клиентами эстонского филиала Danske. Среди них компания IC Financial Bridge, основным акционером которой был Александр Перепеличный. Он был информатором по «делу Магнитского», но внезапно умер во время пробежки возле своего дома в графстве Суррей в 2012 г.

Служебная записка была подготовлена двумя тогдашними сотрудниками эстонского филиала Юрием Кидяевым и Говардом Уилкинсоном для его руководства. Уилкинсон, директор по рынкам в филиале, позже отправил несколько электронных писем руководителям Danske в Копенгагене, сообщив в качестве осведомителя об отмывании денег в подразделении. В частности, он сообщил, что Danske совершал многочисленные сделки с британскими фирмами – партнерствами с ограниченной ответственностью, в том числе с Lantana Trade LLP, чьими бенефициарными владельцами предположительно могли быть люди из семьи президента России Владимира Путина и ФСБ. Кремль отрицает любые связи между Путиным и Danske.

Уилкинсон не видел окончательной версии записки, а во время ее подготовки пояснил, что несет ответственность только за рыночный анализ, а не за информацию по борьбе с отмыванием денег и клиентам, сказал его адвокат Стивен Кон. «В частности, Уилкинсон написал кусок, который был удален из окончательной версии записки. В нем было сказано: «И поэтому это решение потенциально может быть использовано для отмывания денег», – говорит Кон.

Киджаев подтвердил, что «участвовал в написании доклада», но остальные вопросы переадресовал Danske. Danske от комментариев отказался.