Да идите вы «Алтайлесом»

Источник
Руководят холдингом «Алтайлес», вырубающим лес, дети и родственники чиновников, ответственных за сохранение леса. Алтайские СМИ дружно проигнорировали сенсационное заявление.
21 августа пресс-служба оппозиционной партии РПР-Парнас распространила материал своего лидера Владимира Рыжкова о вырубках ленточных боров на Алтае, подготовленный на основе записи в его блоге на сайте «Эхо Москвы». Материал оппозиционного политика, распространенный в СМИ, не был опубликован в Алтайском крае ни одним СМИ – его выступление коротко пересказал лишь «АиФ», да и то в федеральном выпуске.
 
Давнее дело «лесничего»
 
А тем временем вот уже как полтора года идет судебное разбирательство по делу бывшего руководителя управления лесами Алтайского края Михаила Ключникова, обвиняется в трех эпизодах превышения должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ). По данным следствия, с его ведома велись сплошные рубки в заказнике краевого значения «Залесовский», в результате чего экосистеме был причинен ущерб более чем в 63,5 млн рублей. Прокурором направлен гражданский иск о возмещении вреда окружающей среде. Кроме того, г-ну Ключникову также вменяется в вину неоднократное использование служебного вертолета «Авиалесоохраны» в личных целях.
 
Как писали «АиФ-Алтай» в августе 2012 года, Михаил Ключников оставил пост начальника краевого управления лесами по собственной инициативе. Таким «вступлением», вероятно, надо было предотвратить возможные домыслы о взаимосвязи отставки и уголовным делом , вынесение приговора по которому должно быть в ближайшие дни (к сентябрю 2013 г. - Л.В.).
 
По версии следствия, писал в феврале прошлого года «Алтапресс», в марте 2009 года региональное управление лесами заключило договор аренды лесного участка сроком на 49 лет с некоей компанией «Бирч», которая на сегодня уже не существует. Данный участок имеет статус особо охраняемой территории и входит в состав государственного природного комплексного заказника краевого значения. Именно здесь коммерческая структура начала вырубать лес на основании заключенного договора. Ущерб от сплошной вырубки деревьев, занесенных в Красную книгу России, составил 6,5 млн. рублей. Хотя, по мнению специалистов, масштабы ущерба при пристальном рассмотрении могут вырасти на порядок.
 
Площадь земельного участка, арендованного компанией «Бирч» в Залесовском заказнике, занимала треть всей природоохранной территории. Известно, что общество с ограниченной ответственностью было создано в 2005 году в Новоалтайске. Директор — некто Максим Гостев. Фирма специализировалась на оптовой торговле стройматериалами и лесоматериалами.
 
В октябре 2010 года по его распоряжению для алтайских банкиров была организована вертолетная экскурсия по лесам края. Им презентовали тогда еще зарождающийся проект «Рубцовского ЛДК» — лесоперерабатывающего комбината, входящего в холдинг «Алтайлес». Исполнительным директором новой компании стал сын начальника управления лесами Иван Ключников.

Сам Ключников объяснил тогда свой уход тем, что не видит больше необходимости находиться на госслужбе: «Семь лет его работы дали определенные результаты региону, и теперь есть смысл заниматься тем, что ему ближе всего: настоящим лесным делом, работать там, где на практике осуществляется охрана, защита и воспроизводство лесов.
Поэтому он принял решение сделать этот шаг, но остается в отрасли, чтобы и дальше служить лесам Алтая».
 
Чего не сделаешь ради такой прибыли
 
И остался служить… в «Алтайлесе», который ведет по сей день вырубку реликтовых лесов.
 
Здесь сделаю отступление, из-за чего, собственно идет битва. Дело в том, что главное природное богатство степного Алтая – знаменитые ленточные боры. Из космоса они выглядят как четыре параллельные темно-зеленые ленты, бегущие сотни километров по бескрайним западно-сибирским степям с юго-запада на северо-восток – от Семипалатинска на Иртыше до Оби в районе Барнаула и Новосибирска.
 
«Сотни тысяч лет назад отступавший к северному океану огромный ледник оставил на равнине толстые полосы песка, на которых и поднялись прекрасные мачтовые сосны. Всего на Алтае четыре ленточных бора (Барнаульский, Касмалинский, Кулундинский и Бурлинский), общей площадью более миллиона гектар, пишет Владмир Рыжков. Таких лесов нет больше нигде на планете. Они абсолютно уникальны для степей южной Сибири.
 
Ленточные боры Алтая – несущая решетка всей жизни на Алтае. Они спасают знаменитую алтайскую пашню от выветривания и песчаных бурь из Великой Азии. Они накапливают влагу зимой и медленно отдают ее по весне, образуя лесные речки и озера, давая воду лесам, полям и людям. Они щедро отдают степным жителям ягоды и грибы, охоту и рыбалку, свежую лесную прохладу в сухое и жаркое сибирское лето. В них гнездятся редкие птицы и живут многочисленные лесные звери. Русские, которые пришли в Южную Сибирь четыреста лет назад, селились по кромкам сосновых боров Алтая, найдя там все, что нужно для жизни – лес, воду и пашню. Люди всегда берегли этот лес, зная, что в нем – жизнь. Люди брали из леса только самое необходимое, брали так, чтобы не навредить лесу. Рубили только больные деревья и сухостой. Все вместе, артельно, тушили пожары. Убирали мусор, берегли плодородный слой почвы, старались не тревожить грибницу. Ни при царях, ни при Советской власти, в ленточных борах никогда не велась, подобная сегодняшней, промышленная заготовка древесины, а лесники и лесничества следили только за санитарным состоянием леса и противопожарными мероприятиями. Век за веком люди сберегали чудесные ленточные боры Алтая, а боры Алтая сберегали комфортную среду жизни людей».
 
Кстати, осенью 2010 года на сайтах администрации края и компании «Алтайлес» новый проект презентовали в качестве крупнейшего деревоперерабатывающего предприятия на юге Сибири. Заявленный объем лесопереработки — 450 тыс. кубометров круглого леса в год. По данным краевого управления лесами, общая стоимость проекта составила более 1 млрд. рублей, в том числе собственные средства «Алтайлеса». На 2012–2013 годы планировалось строительство второй очереди «Рубцовского ЛДК».
 
Интересную позицию о роли СОЛО (Союза организаций лесной отрасли – Л.В.) «Алтайлес» занял в мае 2012 года ее генеральный директор Владимир Чуканов:

«Основной причиной, по которой идет нагнетание проблемы, являются утверждения АКОО «Геблеровское экологическое общество» о том, что законодательством и Положениями о заказниках в них запрещены любые виды рубок лесных насаждений. (Кстати, именно это общество бьет в набат по поводу уничтожения редких видов животных и птиц, занесенных в «Красную книгу» и уничтожаемых вырубкой Залесовского заказника – Л.В.).
 
«Однако, - продолжает гендиректор «Алтайлеса», - данный вывод противоречит фактическим формулировкам Положений о заказниках (их в крае 35), которыми предусмотрено, что «на территории заказника допускается рубка леса согласно материалам лесоустройства, прошедшим государственную экологическую экспертизу, рекомендациям лесопатологического обследования, проведенного в строгом соответствии с Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, а также для прокладки линейных объектов и других государственных нужд в установленном законодательством порядке».
 
«Таким образом, прямого запрета на проведение рубок лесных насаждений ни одно из Положений о заказниках не содержит. Проведение рубок лесных насаждений на их территории не противоречит и лесному законодательству. Иное утверждение приведет к тому, что данный запрет нарушает права Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда, и права лиц, использующих леса на данной территории, т.е. предприятий – членов СОЛО», - считает гендиректор.
 
Вот так! Так что все, кто защищает лес от вырубки, оказывается враг страны, так как нарушает права государства. А какие деревья пойдут в распил и сколько, узнать практически невозможно, так как очень легко, например, подвести их под борьбу за здоровье леса, тем более что, как говорят специалисты, в Алтайских лесах появился жук-короед. А поэтому вырубка ведется хищнически, с грубым и массовым нарушением законодательства, при полном попустительстве федеральных надзорных и правоохранительных органов.
 
Первый поддержал создание холдинга «Алтайлес» и строительство двух лесоперерабатывающих комбинатов (в степной зоне края!) - в городах Камень-на-Оби и Рубцовск, с промышленными масштабами переработки деловой древесины. Сырьевой базой для комбинатов и стали реликтовые ленточные боры. Губернатор предоставил этим комбинатам льготы по аренде лесных участков и компенсацию банковской ставки по кредитам Сбербанка (всего в аренду холдингу передана половина от всей площади ленточных боров Алтая), а также включил их создание в государственную инвестиционную программу. Второй (Яков Ишутин) объединил 31 ООО по заготовке леса (бывшие лесхозы) в холдинг и создал систему монопольных поставок древесины на комбинаты. Сам холдинг «Алтайлес» возглавили близкие родственники Ишутина и его заместителей. Возник классический коррупционный конфликт интересов – когда чиновники создают свой частный бизнес в отрасли, которую они же регулируют от имени государства».
 
К черту депутата
 
Депутат райсовета Егорьевского района Валерий Горбунов несколько раз писал обращения на имя Президента Российской Федерации, Генеральному прокурору РФ, руководителю СУ СК РФ, министру ВД РФ, руководителю ФСБ РФ, министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации, губернатору Алтайского края, председателю Счетной палаты РФ, природоохранному прокурору Алтайского края. Но на районном и краевом уровнях были отписки – дело спускали на тормозах. После обращения в генпрокуратуру, дело стало немного продвигаться, после этого у В.В. Горбунова сожгли строящийся дом, на строительство которого был взят кредит в сумме 700000 руб. Ему дважды угрожали физической расправой: пытались столкнуть его автомобиль с трассы на гололеде и угрожали пистолетом. Компания «Алтайлес» подала на него в суд, предъявив обвинение в клевете. Было 4 суда, которые Горбунов выиграл. Но пока идут суды, затяжные экспертизы и разбирательства, вырубка леса продолжается. Ситуация абсолютно одинакова во всех районах Алтайского края, где есть лес.
 
В защиту леса выступило и местное население вместе с местными депутатами. Они уже собрали 30 тысяч подписей под обращением к президенту с призывом спасти лес (сбор подписей в Интернете идет на этом сайте ), но пока не в силах остановить холдинг, в который входит 48 предприятий края, числится 10 000 рабочих мест и в котором сам Михаил Ключников был избран президентом союза.
 
После нас хоть не расти, или «монополизация по-алтайски»
 
Последствия для природы и населения прилегающих к борам районов края оказались катастрофическими. Начали массово разоряться и закрываться малые предприятия по переработке леса, которые раньше перерабатывали древесину, полученную в результате аккуратных санитарных рубок. Теперь почти все сырье монопольно вывозится на Рубцовский и Каменский ЛДК.
 
«В районах выросла безработица, сократилась экономика, упали доходы бюджетов. Как обычно, созданный государством монополист быстро и безжалостно сожрал малый бизнес.
 
Одновременно цены на пиломатериалы выросли в три раза. Объемы рубок в уникальных ленточных борах резко возросли, иногда в 2-3 раза. Например, в Мамонтовском лесничестве раньше вырубали 13-14 тыс. кубометров леса в год, теперь – до 50 тысяч и больше. В Лебяжинском лесничестве с 48 тыс. кубометров до 106 тыс. кубометров леса в год. Лес рубят сплошь (до 60-70% древостоя), варварски бросая в лесу ветви и вершины, уничтожая и выжигая молодую поросль и плодородный слой».
 
«Порубочные остатки гниют, в них плодятся паразиты, заражая здоровый лес. Если раньше рубили исключительно старые, больные деревья и сухостой, то теперь, наоборот, больные сосны оставляют на корню, а вырубают самый лучший, первосортный лес (именно такой требуют линии двух ЛДК и от такого наивысшая прибыль).
Идет массовая вырубка леса и в заказниках – особо охраняемых природных территориях. Уже мелеют лесные речки и озера, потенциальная угроза нависла над будущим знаменитой алтайской пашни – главной пашни Сибири (угроза эрозии и опустынивания в результате гибели степных лесов).
 
Бесконечные вереницы тяжелых грузовиков с российскими и казахскими номерами, доверху груженые свежеспиленными деревьями, круглый год едут в Рубцовск и Камень-на–Оби на комбинаты, а также напрямую – в Казахстан, Китай и Среднюю Азию. Все это происходит с явными нарушениями законодательства о лесе и о защите природы. Участки в аренду отдаются без конкурса и аукциона предприятиям «Алтайлеса». Квоты на вырубку постоянно увеличиваются по дополнительным соглашениям, что тоже противозаконно. Лесные ООО из холдинга «Алтайлес» платят льготную ставку аренды за арендованные участки леса, да еще и отдают лес на комбинаты по «внутренним ценам», уходя тем самым от налогообложения и увеличивая прибыль учредителей «Алтайлеса», связанных с чиновниками».
 
«По-родственному»
 
«Прокуратура края, Следственный комитет и ФСБ проводят по обращениям граждан и местных депутатов проверки, указывают на многочисленные факты нарушений закона, но за этими проверками ничего не следует, продолжает Рыжков. Так же формально проходят проверки федерального Рослесхоза, которые скорее покрывают разграбление леса, нежели защищают его.
 
Снятый с должности Михаил Ключников продолжает руководить Союзом организаций лесной отрасли края, а его сын – работать исполнительным директором Рубцовского ЛДК. Сын замначальника управления лесами края Шершнева работает в холдинге менеджером инвестиционных проектов. Сын вице-губернатора Ишутина трудится в холдинге директором по развитию и лично отвечает там за поставки сырья! А главным экономистом холдинга числится жена все того же Ключникова!
 
И главный шкурный интерес всего этого дружного «государственно-частного партнерства» - вырубить и продать как можно больше заповедного алтайского леса. А также монополизировать лесопользование и выкинуть с рынка конкурентов из числа малого бизнеса, ранее помогавшего сохранять лес и перерабатывать низкосортную древесину, поставляя пиломатериалы на местный рынок по низким ценам.
 
Федеральная антимонопольная служба не видит лесной монополии, искусственно созданной алтайскими чиновниками, призванными защищать лес. Прокуратура, ФСБ и Следственный комитет не видят вопиющих фактов коррупции и конфликта интересов чиновников. Проверяющие из Москвы не видят хищнической эксплуатации и уничтожения защитных лесов Алтая. Вертикаль власти сгнила, как гниет и умирает больной, преданный самими лесниками лес. Оказалось, что сегодня лес, наше общее наследие, как и наше общее будущее спасает единственная жизнеспособная сила, оставшаяся в России – жители Алтая, его настоящие патриоты, спасает сам народ. Владимир Рыжков, 20 августа 2013 года»."