Мосгорсуд признал законным продление ареста генерального директора Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. Никита Михалков в свою очередь заявляет о том, что имеет к Российскому авторскому обществу очень косвенное отношение. Следствие намерено разобраться в этой истории до конца.
Мошенничество в особо крупном размере
Напомним, силовики пришли в офис РАО 27 июня. Обыски проходят в рамках хищения миллиарда рублей в 2013 году. Сергей Федотов был задержан 28 июня после обыска в своем особняке в поселке Николина гора. В этот же день он был доставлен на допрос и стал из свидетеля подозреваемым. По словам официального представителя МВД России Ирины Волк, Сергей Федотов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ «мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.
Как сообщалось ранее, оперативники антикоррупционного главка полиции совместно с сотрудниками ФСБ выявили мошенническую схему незаконного отчуждения в собственность третьих лиц имущества РАО. По предварительной оценке, преступники нанесли организации ущерб в примерно 500 миллионов рублей. Имущество на эту сумму, принадлежащее РАО, было переоформлено в собственность четырех дочерних компаний Российского авторского общества. Но через два года три из этих четырех компаний были ликвидированы.
В МВД заявили, что оперативно-розыскные мероприятия продолжаются. Они должны установить иных участников преступной схемы, а «также выявление дополнительных эпизодов противоправной деятельности уже задержанных фигурантов».
Подконтрольные организации
В России сегодня действуют четыре аккредитованные государством организации по коллективному управлению правами. Это собственно Российское авторское общество (РАО), которое производит отчисления авторам музыки, текстов. ВОИС - всероссийская организация интеллектуальной собственности, занимающееся отчислением исполнителям, Российский союз правообладателей РСП, осуществляющий вознаграждение за прослушивание гражданами в личных целях и, наконец, УПРАВИС – отчисления партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства. Сергей Федотов пока входит в руководство первых трех организаций. Никита Михалков является создателем РСП, а теперь президент Совета РСП. Получается, что Федотов – это подчиненный Михалкова.
Никита Михалков уже открестился от всяческих деловых контактов с Федотовым. Михалков заявил, что не имеет никакого отношения к РСП. Он крестный сына Федотова, и не более того. Впрочем, сообщает пресса, в последние годы с Российским авторским сообществом было связано немало скандалов. Так или иначе, причастными к нему, помимо Федотова, оказались и глава министерства культуры Владимир Мединский и Никита Михалков.
Один из основных возникающих к деятельности организации вопросов, естественно, касался денег, вернее непостижимости их распределения.
Непрозрачные доходы
Сборы для нужд правообладателей распределяются таким образом - 40% авторам произведений, по 30% - исполнителям и производителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Устав организации предусматривает возможность использовать до 15 % от сборов на внутренние нужды и до 20 % на иные цели, которые включают в себя проведение мероприятий, поддержка молодых режиссеров и т.п.
По словам члена Общественного Совета при Минкультуры Павла Пожигайло, деньги, которые отчисляются в РСП, курсируют среди слишком узкого круга, а до многих композитов и музыкантов, находящихся в провинции, не доходят. Но эти деньги не доходят и до людей именитых. И у них возникали сомнения поводу справедливости разработанного в РСП механизма оплаты. Вот, например, два года назад поэт-песенник Илья Резникзаявил об изъятии всех прав на свои произведения из коллективного управления Российского авторского общества из-за того, что получил из них в 2013 году смешную сумму в 12 рублей.
Жаловалась и продюсер группы «Тату» Елена Кипер. За трансляцию на открытии Олимпийских игр песни «Нас не догонят», автором которой она является, ей причиталось всего 450 рублей. При этом надо учитывать, что песня - мировой хит. При этом доходы организаций, связанных с коллективным управлением правами, росли просто таки стремительными темпами. В отчете РСП указано, что в 2010 году собранное вознаграждение составило 38 млн рублей, год спустя уже 683 млн рублей. В 2013 году РСП собрала рекордную сумму 3,4 млрд рублей, а выплатила 1,7 млрд рублей. При этом судьба оставшихся 1.7 млрд рублей с учетом того, что часть денег уходила на поддержку программного обеспечения, зарплату аппарату организации, судебные издержки и прочее, все равно остается не понятной.
При этом еще стоит вспомнить о том, что Михалков, Федотов и Мединский намеревались объединить все авторские сообщества, чтобы монополизировать рынок. Михалков уверяет, что в этом не было ничего удивительного - история полна примеров, которые доказывают правильность выбора консолидированной позиции для решения глобальных проблем. Не все, в том числе и Минкомсвязи, с такой позицией соглашалось.
Трудности любви
Впрочем, помимо деятельности в организациях, занимающихся авторскими правами, к Никите Михалкову ставится на вид отъем имущества у Союза кинематографистов - продажа здания «Киноцентра» на Красной Пресне. Эксперты указывали, что цена, по которой было продано здание, сильно занижена, и это вызывает вопросы. Они же возникают и по поводу передачи частным инвесторам пансионата «Дом ветеранов кино» в Матвеевском в 2006 году. Есть устойчивое мнение, что сделано это было не бескорыстно. Долгое, долгое время Никите Михалкову, похоже, можно было все. Его студия «ТриТэ», несмотря на многолетние протесты местных жителей, все-таки построила гостиницу в историческом районе Москвы в Малом Козихинском переулке.
Почему так происходило, достаточно понятно. Никита Михалков всегда говорил о том, как он всем сердцем любит власть. В ответ власть закрывала глаза на его во многом неугомонную деятельность - обожание известных деятелей культуры не может быть неприятно. Но сферы деятельности Никиты Михалкова становились все разнообразнее. И он, под прикрытием расположения власти, становился все более и более требовательным. Например, год назад Никита Михалков и его брат Андрей Кончаловский заявили о создании в России национальной сети фастфуда «Едим дома».
Напомним, режиссеры собираются создать в пилотных регионах (Московская и Калужская области) порядка 100 точек общепита и две фабрики-кухни. Происходило это на волне ответных санкций России. И было, по сути – нашим ответом Макдоналдсу.
Правда, по словам финансового омбудсмена Павла Медведева, это было не совсем честно, потому, что Макдоналдс — абсолютно российская компания, которая работает по франшизе. У них и происхождение капитала российское, и морковку российскую они покупают. Попробовать вытеснить ту сеть, конкурировать с ней — это безумие. Но ничего плохого в этом вроде и не было, если бы авторы проекта громогласно не стали говорить, а вернее даже совсем похоже на то, что требовать, господдержку в размере 1 млрд рублей.
Возможно этот факт, а может быть и другие, по принципу «накопилось» способствовали тому, что отношения власти к Никите Михалкову становилось все боле и более прохладным. Арест Сергея Федотова стал тому подтверждением. Дом в исторической части Хайленда в Шотландии за 1 млн фунтов, да еще в придачу с приведением дочери помещика, умершей от несчастной любви, был куплен два года назад.
Такая покупка не может остаться незамеченной. Естественно, что у правоохранительных, налоговых и прочих органов возник интерес к этому приобретению. Но все было тихо, пока отношения Михалкова и власти были добрыми. А теперь власть его, похоже, просто разлюбила. Для Никиты Михалкова это обстоятельство, вероятно, будет чревато многими неприятными последствиями. Без этой любви крайне трудно будет вести любой бизнес, кинематографический в том числе.