Чужая «родня»: «Нефтехим» не дал каучуковую скидку «Татнефти»

Источник
Чистая прибыль «Нижнекамскшины» по итогам трех кварталов снизилась в 8 раз до 28 млн. рублей.
Крупнейший производитель «легковых» шин в стране ПАО «Нижнекамскшина» вместе с авторынком переживает не лучшие времена. Подорожавший каучук увеличил долю сырья в себестоимости до 54%, а поднять среднюю зарплату на 3 тыс. рублей компании удалось лишь за счет сокращения штата на 480 человек. Впрочем, третий квартал компенсировал часть предыдущих потерь, прервав затянувшийся спад производства: в июле — сентябре НКШ увеличила выпуск «автообуви» на 300 тыс. штук.

ПРОИЗВЕЛИ МЕНЬШЕ...

В июле – сентябре ПАО «Нижнекамскшина», входящее в группу «Татнефть», смогло отыграть часть финансовых потерь прошлых месяцев. Тем не менее итоговый результат крупнейшего производителя шин в России остается кратно хуже прошлогоднего, свидетельствует его последний ежеквартальный отчет.

Впрочем, на сей раз начнем не с денег: учитывая растущие цены на автокомплектующие, более показателен для общей картины объем производства «Нижнекамскшины». Отсюда и будем плясать. В целом же по итогам 9 месяцев текущего года НКШ произвела 6359 тыс. шин — на 402 тыс. штук меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Надо сказать, такая динамика сложилась из-за крайне неудачного первого квартала: в январе – марте завод выпустил 1755 тыс. шин — на 422 тыс. единиц меньше, чем годом ранее. Затем падение несколько замедлилось, во втором квартале спад составил 274 тыс. шин, а объем выпущенной продукции — 2173 тыс. единиц. И вот теперь, по итогам июля – сентября, завод наконец отчитался о частичной компенсации прежних потерь: в третьем квартале завод выпустил 2431 тыс. шин — на 293 тыс. штук больше аналогичного прошлогоднего показателя.

А ведь заметных поводов наращивать производство у нижнекамцев не было — тут не до жиру, удержаться бы на «заранее подготовленных позициях». Ранее львиная доля продукции НКШ прямым ходом отправлялась на автозаводы для первичной комплектации легковушек. Увы, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ, по данным ассоциации европейского бизнеса, за 9 месяцев текущего года просели на 14,4% до 1,02 млн. единиц. При этом собственное производство легковушек в стране, уже по данным Росстата, сократилось на 11,8% до 807 тыс. штук по итогам трех кварталов. Видимо, более существенного спада у себя «дочка» «Татнефти» смогла избежать за счет более-менее успешного продвижения своей «автообуви» в торговые сети. С учетом того, что свет в конце тоннеля для автодилеров никак не забрезжит, сбытовому звену НКШ придется усерднее бороться именно за розницу, будь то ретейлеры в моллах или специализированные интернет-магазины. Из местных производителей сказанное относится именно к «легковой» «Нижнекамскшине», поскольку ее коллеги по нефтехимическому комплексу «Татнефти» должны были получить некоторую рыночную поддержку, ведь производство автобусов за тот же период выросло на 9,4% до 28,2 тыс. штук, а грузовиков — на 7,5% до 94,2 тыс. единиц.

Итак, НКШ демонстрировала следующую динамику: почти минус 20% в первом квартале, минус 11% — во втором и плюс 14% — в третьем. Любопытно на этом фоне выглядят показатели всей шинной отрасли РФ. За первые три месяца отечественные заводы выпустили 6193,1 тыс. шин (минус 3,7%,) во втором квартале — 6843,5 тыс. штук (минус 8,1%), в июле – сентябре — 7500,5 тыс. штук (плюс 4%). Как видим, скачки производства на шинном флагмане «Татнефти» были выражены гораздо сильнее — и в падении, и при взлете, что немедленно отражалось на рыночной доле крупнейшего игрока: в первом квартале — 28,4% (годом ранее — 35,2%), во втором — 31,9% (35,9%), в третьем — 32,4% (28,5%).

...НО НА СЫРЬЕ ПОТРАТИЛИ БОЛЬШЕ

Теперь о главном — о деньгах. Несмотря на падение производства в натуральном выражении на 5,9% за три квартала, выручка НКШ снизилась только на 1,4% до 11 млрд. рублей (прибыль упала в 8 раз, но о причинах этого речь пойдет ниже). То есть определенным подспорьем стало упомянутое повышение цен.

Увы, последнего оказалось недостаточно для сохранения валовой прибыли в прежних объемах: она просела на 95 млн. до 809 млн. рублей. Дело в том, что основные издержки за те же 9 месяцев снизились на едва заметные 0,6%. Главный виновник — цены на сырье и материалы. И без того немалые эти расходы выросли на 1,3 п. п. и заняли 54% в структуре издержек. Хотелось бы сравнить цифры из отчета нижнекамцев с динамикой расходов основных конкурентов — компаний Amtel, Nokian Tyres или Cordiant, но это не представляется возможным из-за отсутствия у тех поквартальной отчетности.

Причины подорожания сырья объяснить несложно. Даже школьники знают, что основным сырьем для производства шин является каучук — натуральный или синтетический (впрочем, цены на них взаимосвязаны). Под занавес прошлого года биржевые цены на каучук достигли дна на отметке $0,56 за фунт, после чего начали расти. Нынешней осенью, по итогам сентября, котировки поднялись уже на 30% до $0,73 за фунт. Вместе с тем средняя цена на натуральный каучук за 9 месяцев текущего года ($0,71 за фунт) оказалась на $0,04 ниже прошлогодней. Вот только российским покупателям следует обязательно учитывать валютный фактор: средний курс доллара США в январе – сентябре вырос на 14,4% до 68,2 рубля за «зеленый» в годовом выражении. Таким образом, средняя рублевая цена каучука подросла на 8% до 48,4 рубля за фунт.

К слову, ближайшим производителем синтетического каучука применительно к «Нижнекамскшине» являются земляки из ПАО «Нижнекамскнефтехим», входящего в группу «ТАИФ». Напомним, что материнская компания шинников «Татнефть» в марте породнилась с НКНХ, купив у государства пакет комбината «25 процентов минус акция». Однако, похоже, Альберт Шигабутдинов не сделал скидку НКШ несмотря на новоявленное «родство» и прочие обстоятельства. Напомним, ценовая политика, завязанная на контракты в твердой валюте, позволила «заложнику международного ценообразования» ТАИФу по итогам 2015 года стать самой прибыльной группой компаний Татарстана с результатом 110 млрд. рублей. Да и один только НКНХ за 9 месяцев текущего года смог нарастить прибыль на 12,2% до 21,05 млрд. рублей, в том числе и на шинном сырье.

С другой стороны, Наиль Маганов в любом случае в проигрыше не остался: четверть дивидендов НКНХ причитается теперь «Татнефти». Также стоит отметить, что основным снабженцем шинников выступает ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» с долей поставок около 99%. Поэтому цены на сырье и материалы, поставляемые на завод, могут сознательно корректироваться самой группой для регулировки маржи у того или иного ее участника.

РАСХОДЫ НА ЗАРПЛАТУ ОПТИМИЗИРОВАЛИ, НО ПРИБЫЛЬ «ДОЕЛИ» НАКЛАДНЫЕ СТАТЬИ

Между тем фонд начисленной заработной платы на предприятии сократился на 74,8 млн. рублей, или 8%, до 844,5 млн. рублей по итогам трех кварталов. В то же время среднесписочная численность персонала снизилась на 479 человек, или 16%, до 2534 работников — и это минимальное значение за все время раскрытия информации. В итоге средняя начисленная зарплата выросла на 3,1 тыс. рублей, или 9%, до 37 тыс. рублей. Благодаря сокращению персонала увеличилась и производительность труда на 17% до 4,3 млн. рублей на человека в январе – сентябре 2016 года.

Несмотря на снижение объемов производства НКШ управленческие расходы (зарплата менеджеров и другого непроизводственного персонала, обслуживание административных зданий, аудиторские и юридические услуги и т. д.) выросли на 28 млн. рублей, или 6%, до 492 млн. рублей. Как следствие, операционная прибыль сократилась на 28% до 317 млн. рублей.

Сумма выплаченных предприятием процентов практически удвоилась до 73 млн. рублей. При этом объем заемных средств в январе-сентябре держался в диапазоне 3,16 - 3,42 млрд. рублей, что на 16% выше диапазона того же периода 2015 года. Однако вряд ли эту долговую нагрузку можно считать серьезным отягощением: главным кредитором НКШ является «Татнефть». Материнская компания в непростые времена не преминула подставить плечо своей «дочке»: предоставленная «Нижнекамскшине» помощь за год увеличилась на 600 млн. до 3,4 млрд. рублей.

Также ухудшился баланс прочих статей (курсовые разницы, реализация основных средств, судебные издержки, резервы, спонсорская помощь и т. д.). Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 83 млн. рублей до 176 млн. рублей. Таким образом, менеджменту НКШ за три квартала текущего года не удалось заметно оптимизировать важные затраты, за исключением оплаты труда.

Чистая прибыль шинного предприятия в итоге за 9 месяцев в годовом выражении сократилась в 7,8 раза до 28 млн. рублей. Но даже регулярная публикация слабых финансовых результатов в этом году не слишком пугает инвесторов: средняя цена акций НКШ в ноябре составила около 10,5 рублей за штуку, что соответствует средней цене годичной давности. Впрочем, в целом российский рынок за это время успел уйти вперед. Так, среднее значение биржевого индекса ММВБ выросло на 15%: с 1780 пунктов в ноябре 2015 года до 2040 пунктов в ноябре 2016 года.
Персоны Компании
Операция «Национализация»: ТФБ – теперь госбанк?
Доля Татарстана в главной вотчине Роберта Мусина выросла до 51% – не факт, что надолго.
Мы проиграли, ушли и забыли про «Башнефть
Вице-президент и совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун в интервью РБК рассказал про свою первую научную работу об ОПЕК, прокомментировал решение картеля снизить добычу, а также сообщил, почему компания не стала бороться с «Роснефтью» за «Башнефть» и на что будут потрачены сэкономленные на этой сделке деньги.
Зиганшин удачно занес
Признанная незаконной стройка парковки в Казани депутата-бизнесмена Равиля Зиганшина неожиданно стала «законной».
Татфондбанк идет ко дну
Шаймиев и Минниханов латают финансовые «дыры» Татфондбанка.
Лукашенко рассказал о попытке поучаствовать в приватизации «Башнефти»
Белоруссия предлагала России обменять акции «Башнефти» на долю в своих предприятиях, заявил президент республики Александр Лукашенко. Ответа нет до сих пор, пожаловался он.
Коррупция и побои царят в Татарстане
В возглавляемом Рустамом Миннихановым Татарстане чиновников больше не увольняют за избиение подчиненных.
Сага о «ночном директоре» «Казаньоргсинтеза»: кто покрывал Закарию Закирова?
«БИЗНЕС Online» рассказывает, как бывший гаишник из Каменного Брода, по версии следствия, годами водил ТАИФ за нос.
Нелюбимые акционеры
Почему «Транснефть» занижает дивиденды.
Неспортивные рекорды Минниханова
Почему богатый Татарстан до сих пор не рассчитался с долгами Универсиады в Казани и просит отсрочки по долгам.
Почему «Роснефть» стала единственным претендентом на «Башнефть»
Госкомпания проявила инициативу, а других претендентов организаторы приватизации даже не спрашивали.
В Британии появились «клоны» крупнейших российских нефтяных компаний
Почти у всех крупнейших российских нефтяных компаний обнаружились британские «двойники» — юрлица непонятного происхождения с идентичными английскими названиями. Компании ничего про них не знали и опасаются мошенничества.
Убедил ценой: почему власти приняли предложение Сечина по «Башнефти»
Премьер Дмитрий Медведев поставил точку в спорах о приватизации госпакета «Башнефти»: он распорядился, чтобы этот пакет купила другая госкомпания — «Роснефть» — за 329,7 млрд руб. Заключив эту сделку, «Роснефть» консолидирует около 40% российской добычи.
Рустаму Минниханову все «по водоему»
Глава Татарстана «сливает» казну «своим» людям.
Гуцериевы, Шамаловы и другие "семейные ценности"
Топ-10 богатейших кланов России.
Топ-50 выборных деклараций: миллиарды Айрата Хайруллина и квартира в Испании у «Родины»
Доля «Единой России» в доходах кандидатов в Госдуму от Татарстана почти как их прогнозируемый результат — 88%.
Скороспелый лоббизм
Какие подарки дарит Аркадий Дворкович на дни рождения топов «Лукойла»?
«Башнефть» на выданье: купит ли Татарстан национальное достояние башкир за 235 миллиардов?
Победу в торге с сокурсником Путина и протеже Сечина Маганову может принести разве что союз с Алекперовым.
Как «Татспиртпром» дошел до Татарского пролива
Ирек Миннахметов рассчитывает окупить траты на «входной билет» в федеральные сети за три-четыре года.