Следственное управление СКР по Чувашии завершило расследование уголовного дела в отношении заместителя министра здравоохранения и социального развития республики 42-летней Надежды Осиповой и начальника отдела материально-ресурсного обеспечения управления развития медицинской и социальной помощи того же министерства 39-летней Наталии Полетаевой. Они обвиняются в совершении трех эпизодов преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).
По версии следствия, в 2008–2009 годах Наталья Полетаева готовила документацию к заключению семи госконтрактов на поставку в медицинские учреждения Чувашии десяти компьютерных рентгеновских томографов и двух ангиографических установок, а госпожа Осипова заключала их с поставщиками с грубыми нарушениями действующего законодательства. Так, обвиняемые при подготовке конкурсной документации не прибегали к помощи квалифицированных специалистов по определению технических параметров и стоимости предполагаемого к закупке медицинского оборудования, не проводили надлежащий мониторинг цен на томографы и ангиографические установки, не запрашивали от официальных представителей ведущих иностранных производителей указанного оборудования в РФ необходимую информацию о его технических характеристиках и стоимости.
В результате конкурсная документация была составлена таким образом, что указанным в техническом задании параметрам соответствовало лишь оборудование, производимое определенными компаниями, а это исключало возможность участия в конкурсе организаций, торгующих оборудованием других производителей, и ограничило соперничество хозяйствующих субъектов. При этом начальная (максимальная) цена по лотам была явно завышена и была установлена исходя из общей суммы выделенных из федерального и республиканского бюджетов средств, а не исходя из фактических цен на медицинское оборудование. В последующем, несмотря на то что по ряду поступивших заявок предложенное к покупке медицинское оборудование не соответствовало требованиям конкурсной документации по ряду параметров, заместитель министра Осипова на основании подготовленной госпожой Полетаевой документации заключала указанные договоры, в одном из которых был умышленно не включен окончательный срок исполнения обязательств по контракту со стороны поставщика.
Кроме того, в заключенных контрактах имелось положение, согласно которому оплата производилась как за само медицинское оборудование, так и за работы и услуги по его установке, вводу в эксплуатацию и обучению специалистов получателя по пользованию поставленным оборудованием. Однако вместо поставщиков фактически указанные услуги оказывали на бесплатной основе представители фирм-производителей, в то время как у поставщиков томографов и ангиографических установок вообще отсутствовали лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. Цены на поставляемое оборудование по государственным контрактам значительно отличались от цен на те же самые томографы и ангиографические установки непосредственно у производителей.
После поставки медицинской техники заместитель министра Осипова подписывала без указания даты акты ввода в эксплуатацию и проведения инструктажа специалистов по работе с закупленным оборудованием, хотя фактически эти работы осуществлялись представителями производителей, а затем и платежные поручения, на основании которых производилась соответствующая оплата. В результате минздравсоцразвития Чувашии оказалось лишено возможности требовать в судебном порядке неустойки с контрагентов за ненадлежащее исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам. Как полагает следствие, указанные действия были совершены обвиняемыми из стремления приукрасить эффективность и результативность своей профессиональной деятельности при реализации государственных программ и освоении выделенных на эти цели денежных средств и получать за это денежное поощрение, а также повысить авторитет минздравсоцразвития Чувашии перед Минздравсоцразвития Российской Федерации.
Таким образом, в результате злоупотребления должностными полномочиями со стороны обвиняемых бюджетам РФ и Чувашии был причинен ущерб на общую сумму свыше 240 млн рублей.
Материалы уголовного дела составили 40 томов, в ходе его расследования направлялись международные поручения об оказании правовой помощи в Нидерланды, Германию и Великобританию. По фактам противоправных действий со стороны организаций, участвовавших в поставках медицинского оборудования, материалы уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере), выделены в отдельное производство, и его расследование в настоящее время продолжается, принимаются меры к установлению всех обстоятельств совершения преступления.