Черный риелтор Матфей Эрман подыскал себе жилплощадь в колонии

Источник
Предприниматель осужден Пресненским судом за попытку отнять жилплощадь у своих родственников. 
Подробности завершившегося процесса и вехи криминальной истории арбатского афериста — в материале «Известий».

Один из самых изворотливых мошенников в сфере недвижимости, автор нескольких схем по отъему дорогостоящего жилья в Москве Матфей Эрман-Киселевич второй раз оказался за решеткой по приговору Пресненского районного суда, вынесенному 7 июня.

— Матфей Эрман признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество в особо крупном размере»), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения Эрману М.Д. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, осужденный взят под стражу в зале суда, — пояснила «Известиям» пресс-секретарь суда Лела Кокая.

Концерт для своих

Последнее дело Эрмана — попытка похитить квартиру своей мачехи Юлии Степанниковой и ее сына Рустама. Любопытно, что именно они вместе с отцом осужденного ранее много сделали для того, чтобы раздать долги Эрмана и оплатить услуги адвокатов. В 2014 году Рустам случайно узнал, что некий человек выдает себя за него и получает почтовую корреспонденцию семьи Степанниковых. Позже следствие установило, что самозванцем оказался именно Эрман-Киселевич. Он перехватывал судебные повестки на имя Юлии Степанниковой (женщина постоянно проживает в Крыму) с требованием явиться на заседание по рассмотрению дела о переходе права собственности на ее квартиру в центре столицы к Матфею Эрману. Аферист подделал договор купли-продажи на жилплощадь и документы, подтверждающие получение мачехой от него 10 млн рублей.

Эрман пытался убедить суд в том, что она получила деньги, но не явилась в Росреестр регистрировать сделку. Если бы в последний момент подлог не вскрылся, иск мог быть рассмотрен в отсутствие Степанниковой. К тому моменту как ее родной сын обнаружил обман, спорная квартира на Рочдельской улице была арестована судом. Степанниковы чудом выиграли процесс и обратились за помощью в правоохранительные органы. Но материалы загадочным образом не вызывали никакого интереса у сыщиков. Одно из отказных постановлений было подписано и.о. начальника уголовного розыска ОВД «Пресненский» Денисом Ромашкиным. Именно этот офицер был осужден позже по делу о перестрелке у ресторана Elements.

Друг в погонах

Бывшего оперативника Ромашкина и Эрмана-Киселевича связывают годы знакомства. Они вместе, правда, в разных статусах проходили по делу о серии хищений квартир у жителей ЦАО.

Несмотря на связи Эрмана-Киселевича в правоохранительных органах, Рустаму Степанникову удалось достучаться до правосудия. Но уголовное дело было возбуждено лишь в 2016 году. Криминалистическая экспертиза установила, что подписи в документах, отчуждающих квартиру на Рочдельской, были поддельными и выполнены специальным устройством, предположительно шарнирной ручкой, позволяющей воспроизвести чужой почерк и даже нажим на бумагу.

Пропечатал в газете — и шабаш

Последние полтора года Эрман-Киселевич готовился к суду и всячески старался заявить о себе как о респектабельном члене общества — к примеру, представляясь ресторатором и общественным деятелем, выступал в интернете с одобрением разнообразных благотворительных инициатив.

По словам Рустама Степанникова, следствие несколько раз пыталось установить подлинность его инвалидности, однако ни на одно мероприятие, запланированное следователями, чтобы подтвердить его физическое состояние, Эрман не явился. Не исключено, что инвалидность, как и многое в жизни осужденного, может быть фиктивной.

Эрман активно судился со своим оппонентом Степанниковым. Пытался отстоять свою репутацию в суде: ответчиками выступали потерпевший по уголовному делу и редакция одного из федеральных телеканалов, выпустившая в эфир его интервью. Но суд Эрман проиграл (документы есть в распоряжении «Известий»).

Эрману-Киселевичу 40 лет, он выпускник юрфака Университета путей сообщения (его однокурсником был Денис Ромашкин). На протяжении своей трудовой деятельности он был совладельцем и руководителем нескольких предприятий, связанных со строительной, ресторанной, туристической деятельностью, недвижимостью и юриспруденцией. У него был даже антикварный магазин. Однако все компании, которыми руководил и владел Эрман, за исключением «Диджиталмакс» (за вывеской скрывается один из столичных баров), на сегодняшний день прекратили свою деятельность, в том числе по решению налоговой инспекции. По данным базы данных СПАРК, в питейном заведении он числится гендиректором.

Тела минувших дней

Первую судимость, а вместе с ней и 8,5 лет колонии Эрман-Киселевич получил в 2008 году. Жертвами афериста и его сообщников, которые не понесли наказания, стали душевнобольные мать и дочь Каляевы. Мошенники обманом завладели правом собственности на квартиру потерпевших, расположенную на Новом Арбате в Москве.

Кроме того, Регистрационная палата обратила внимание на сделку по продаже квартиры в Пресненском районе ЦАО Москвы, дата которой совпала со смертью владельца недвижимости Е.Д. Вальковой. Следователь УВД ЮЗАО Роман Зимин тогда установил, что риелтор Киселевич, узнавший о смерти женщины, подделал от ее имени доверенность на свое имя и продал квартиру третьему лицу, позже покупателем стал упомянутый выше офицер милиции Денис Ромашкин.

Зимин собрал много улик, указывающих на сообщников Эрмана-Киселевича, в том числе среди сотрудников полиции, выделил их в отдельный материал и отправил по подследственности. Но расследование зашло в тупик. Лишь несколько офицеров ушли со своих должностей под благовидными предлогами. По странному совпадению вскоре загадочно умерла и потерпевшая Каляева, что совпало с освобождением Эрмана из колонии.

По словам источника, знакомого с материалами расследования, приговор Эрману может стать отправной точкой нового расследования — осужденный обладает компроматом на некоторых высокопоставленных чиновников и депутатов.