Как стало известно “Ъ”, в Москве 2-й Западный окружной военный суд в особом порядке рассмотрит уголовные дела в отношении двух участников военно-патриотической организации «Единые народные общественные товарищества» (известна как ЧВК ЕНОТ). Это ранее судимый Василий Минчик и экс-офицер столичного УФСБ Антон Барякшев. В том же окружном суде слушается уголовное дело еще четырех «енотов» и офицера ФСБ Александра Мрищука, которые не признают свою вину.
Источник в силовых структурах сообщил “Ъ”, что в окружной суд поступили уголовные дела в отношении Василия Минчика и Антона Барякшева. Ранее заключивший досудебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой Василий Минчик был осужден на четыре года строгого режима туапсинским райсудом Краснодарского края, который признал его виновным в вымогательстве (ч. 3 ст. 163 УК РФ), незаконном лишении свободы (ч. 2 ст. 127 УК РФ) и нарушении неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 139 УК РФ). Теперь Василию Минчику, как и чекисту Барякшеву, который, как считалось изначально, выступал одним из организаторов ЧВК ЕНОТ, инкриминируются бандитизм (ст. 209 УК РФ), разбои (ст. 162 УК РФ) и кражи (ст. 158 УК РФ). Но самую тяжкую статью — участие в ОПС (ст. 210 УК РФ) — из их обвинения исключили. Оба фигуранта, стало считать следствие после дачи ими признательных показаний, добровольно вышли из состава оргпреступного сообщества.
При этом окружной суд в ближайшее время должен завершить предварительное слушание по уголовному делу в отношении еще одного бывшего оперативника московского УФСБ Александра Мрищука, а также Ивана Коваленко, Алексея Коновалова, Михаила Максимова и Олега Очеретного, которые обвиняются в бандитизме, совершении разбоев и краж в составе ОПС ЕНОТ, а Александр Мрищук — еще и в руководстве сообществом. Другое дело — в отношении руководителя общественной организации ЕНОТ Романа Теленкевича и жителя Москвы Андрея Молокоедова — слушает Кунцевский райсуд столицы. По версии обвинения, господин Молокоедов привлек «енотов» к конфликту между соседями в коттеджном поселке в Туапсинском районе, что было квалифицировано следствием как вымогательство.
Защита Александра Мрищука просит соединить эти дела с целью более объективного и всестороннего изучения доказательств судом, сообщил “Ъ” адвокат Артем Куимов.
Также адвокаты Александра Мрищука и четырех других подсудимых просят суд возвратить дело прокурору для устранения недоработок, в частности у подсудимых не было возможности изучить материалы следствия в полном объеме. Если это ходатайство не будет удовлетворено, то после завершения предварительного слушания военный суд начнет формирование коллегии присяжных для рассмотрения дела по существу.
По версии обвинения, сотрудник ФСБ Александр Мрищук, разрабатывая группировку контрабандистов, в декабре 2016 года во время осмотра помещений, где хранился контрабандный товар, привлек в качестве понятых бойцов ЕНОТ Ивана Коваленко, Алексея Коновалова, Михаила Максимова и Олега Очеретного.
Впоследствии фигуранты дела о контрабанде заявили, что сотрудники правоохранительных органов и «еноты» во время осмотров якобы похитили у них деньги и дорогостоящую технику, в связи с чем было возбуждено уголовное дело уже в отношении Александра Мрищука, его сослуживца Антона Барякшева и группы «енотов» во главе с руководителем организации Романом Теленкевичем. Как ранее писал “Ъ”, Александр Мрищук не признает себя виновным и утверждает, что контрабандисты оговорили его в отместку за разоблачение их группировки. По информации защиты подсудимого, во время расследования дела в отношении контрабандистов майор Мрищук обращался к своему руководству с рапортом о том, что злоумышленники предлагали ему взятки за сокрытие преступлений. В 2020 году Александр Мрищук просил возбудить уголовное дело о взяточничестве, но ему было отказано.
По данным защиты, этапирование Александра Мрищука в Москву из Краснодара, где велось предварительное следствие, заняло около месяца. Причем во время мероприятия он оказывался вместе с обычными уголовниками, что запрещено законом, но до инцидентов между заключенными дело не дошло. Сейчас чекист содержится в СИЗО «Лефортово», в то время как его предполагаемых подельников распределили по изоляторам попроще.