Чекисты поищут миллионы в «Крестах-2»

Источник
ФСБ изучает хитрость при строительстве зданий новых «Крестов» под Колпино. А сумма нарушений, выявленных самой же ФСИН, превышает 400 млн..
Открытие нового здания СИЗО в Колпино в очередной раз отложено, хотя на торжественную церемонию планировали пригласить делегации 26 государств. Вместо июля «Кресты-2» начнут принимать арестантов в октябре. Но если повезет. С ними следственный изолятор могут посетить и сотрудники ФСБ – но не для работы с обвиняемыми, а поискать следы нескольких сотен миллионов рублей. Их генеральный подрядчик – АО «ГСК» Виктора Кудрина – мог получить за невыполненные работы.

«Кресты-2» соревнуются с новым стадионом «Зенита» за звание главных долгостроев Петербурга. Первоначально, в 2006 году, стоимость тюрьмы оценивалась в 4,3 млрд рублей. В начале 2007 во ФСИНе называли цифру в 9 млрд. А контракт с подрядчиком – «Генеральной Строительной Корпорацией» – был заключен на сумму в 11,9 млрд рублей. Работы начались в 2007 году и должны были закончиться в 2013-м. Однако затем началась череда переносов и пересмотров стоимости.

Высоких гостей ждали в декабре 2015 года. Вместо них показной прием устроили прессе. Другое дело, что журналистов запустили только в один отсек, заранее отделанный гипроком, скрывающим недоработки, а далее не пустили – ввиду особой секретности объекта. Показывал товар заместитель директора ФСИН Коршунов. СМИ с места события сообщали так: «ФСИН приняла работы у генподрядчика».

Однако за месяц до этого к контракту было подписано очередное дополнительное соглашение. Согласно ему, ГСК должна получить за свои работы 12,2 млрд рублей, а ФСИН к июлю 2016 года – новое здание самой большой тюрьмы в Европе. В Федеральной службе исполнения наказаний вновь стали составлять программу торжественной церемонии открытия и даже решили позвать своих коллег из 26 стран мира. Однако вновь произошла осечка.

«В июле новое здание 100% не откроется, никаких делегаций не будет, – с грустью сказали "Фонтанке" в пресс-службе УФСИН по Петербургу и Ленобласти. – Пока планируется, что переезд состоится в октябре, но это не официальная дата. Утвержденных дат пока нет».

Однако гостей в региональном управлении все же ждут. 7 июля, вместо иностранных делегаций, к ним пожалуют заместитель директора ФСИН Олег Коршунов и начальник управления капитального строительства ведомства Виталий Дурнев. На руках у них будет акт проверки, проведенной контрольно-ревизионной инспекцией Федеральной службы исполнения наказаний весной 2016 года. По данным «Фонтанки», собственные аудиторы ФСИН выявили нарушений на общую сумму в 425 млн рублей.

Правда, часть нарушений носит скорее формальный характер, рассказал нашему изданию источник в ведомстве. Например, на момент проведения проверки у ГСК не было на руках действующего договора страхования контракта, то есть в случае банкротства подрядчика ФСИН было бы сложно наказать ее за некачественные работы. Кроме того, в нарушение конкурсной документации строители «Крестов-2» ежегодно получали авансы в 30% от лимита, хотя, согласно конкурсной документации, ГСК положено не более 20%.

Впрочем, аудиторы занимались не только бумажной работой. В марте они сделали выборочные замеры толщины песчаного грунта под огромной площадкой, которая была специально воздвигнута для «Крестов-2». «Они подогнали британский погрузчик JCB и выкапывали небольшие ямы. В итоге средняя толщина песчаного грунта составила полметра, хотя по исполнительным листам там должно быть почти полтора. Соответственно, не бьются и объемы снятого растительного грунта. Разница по деньгам – свыше 100 млн рублей», – рассказывает собеседник, знакомый с ходом проверки. То есть ничего нового никто придумывать не стал. В компаниях, специализирующихся на выполнении строительных подрядов для государства, всегда честно говорят, что засыпка песка и вывоз грунтов – «самое сладкое».

Аналогичная ситуация и с асфальтобетонным покрытием. На момент проверки ГСК получила деньги за 80 тысяч кв. м нижнего слоя асфальта и за 55 тысяч – верхнего. Однако, взяв пробы, аудиторы обнаружили, что нижнего слоя было уложено только 35 тысяч кв. м, а верхнего – 13 тысяч кв. м. Если перевести эту разницу на более понятные денежные величины, то подрядчику, по мнению ревизионной комиссии, были перечислены лишние 47 млн рублей.

За устройство противопобегового оборудования, в том числе ограждения тюрьмы, якобы заплатили на 9 млн рублей больше. На фасадах «Крестов-2» проверяющие недосчитались керамогранита на 9 млн рублей. Есть претензии и к качеству работ. На втором этаже кухонного комплекса уже пошли трещины по штукатурке. То же аудиторы обнаружили в здании общежития для хозобслуги: на 2-м и 3-м этажах трещинами покрыты 15% перегородок. В прачечной часть вентиляционных каналов забита строительным раствором на 70%.

Наконец, в смету были включены специальные повышающие коэффициенты, которые, по версии проверяющих, на самом деле нельзя было применять: ведь «Кресты-2» строятся в чистом поле. Так, на 1,15 была увеличена стоимость работ по прокладке теплосети, водопровода, сетей связи и устройства системы отопления в режимном корпусе. А при расчете стоимости песка использовалась установленная государством цена, в которую уже включены затраты на доставку материала на расстояние в 30 км. Несмотря на это, дополнительно применялся поправочный коэффициент 1,022, который используется для удаленных объектов.

По данным «Фонтанки», от начальника УФСИН по Петербургу и Ленобласти Игоря Потапенко федеральное руководство потребовало устранить «выявленные нарушения и недостатки». Однако нужно учитывать, что акты сдачи-приемки его многочисленные подчиненные, курирующие стройку века, уже подписали. Максимум, что может сделать управление, – это выставить ГСК претензию, а потом обратиться в Арбитражный суд для взыскания неустойки. Однако суды всегда встают на сторону бизнеса, указывая, что заказчик согласился с качеством и объемом работ в тот момент, когда заверил акты и перевел деньги.

Гораздо перспективнее в этом отношении выглядит подключение правоохранительных органов. По данным «Фонтанки», с материалами проверки уже знакомятся в Службе экономической безопасности ФСБ.

Говорят, в региональной ФСИН подумывают отправить многостраничный документ в Следственный комитет Петербурга. Но тогда процедура и, как следствие, процесс могут стать похожими на запущенный бумеранг.

Ну, и еще есть повод для печали. Когда летом 2012 года на главу ФСИН России Владимир Путин назначал Геннадия Корниенко, одной из основных задач он поставил строительство «Крестов-2».

Справка:

Новое здание «Крестов» должно включать в себя более 20 зданий и сооружений. Всего здесь будут содержаться до 4 тысяч человек. В комплекс также войдут медсанчасть на 200 коек, 4 зала для судебных заседаний. По периметру тюрьму обнесли забором в 5 метров. По официальным заверениям, на каждого заключенного будут приходиться не менее 7 кв.м.
Персоны Компании
Обзор 16 - 20 марта: тушите свет, сливайте воду
«Довели страну до ручки! Дай червонец до получки» - эта цитата из стихотворения Иосифа Бродского очень подходит для ситуации, когда кренятся и шатаются вчера еще незыблемые столпы экономики.
Замдиректора ФСИН проверят на коррупцию
Следователи выясняют, куда исчезли миллионы рублей, выделенные на строительство и реконструкцию спецобъектов тюремного ведомства.
Подрядчик грозит ГСК
Субподрядчик, которому Генеральная строительная корпорация задолжала 38 млн руб., подал иск о ее банкротстве. Партнеры не завершили расчеты по второй сцене Мариинского театра.
Аудиторы проверяют покупку квартир за 190 млн рублей генералам ФСИН
В тюремном ведомстве очередной скандал: треть средств, выделенных на жилищные субсидии сотрудникам ведомства, ушла девяти высокопоставленным офицерам.
ФСИН под контролем «неприкасаемых»
Коррупционеры приходят и уходят, а воровство государственных средств остается неизменным элементом деятельности федеральной службы, погрязшей в коррупционных скандалах.
Зоны остались без охраны
Охранные системы, закупленные ФСИН по засекреченным контрактам в 2010–2012 годах за полмиллиарда рублей, до сих пор не введены в эксплуатацию.
«Трансстрой» гонят с арены
Подрядчик строительства самого дорогого в России стадиона — «Зенита» — может смениться: вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян заявил, что продлевать контракт с «Трансстроем» не надо и город готовится объявить новый конкурс на достройку арены.