Сергей Гордеев, год назад покинувший должность гендиректора строительной компании "ПИК", снизил в нее контролирующую долю. Теперь 20% акций застройщика получил закрытый паевой инвестиционный фонд "Институциональные инвестиции в жилую недвижимость "Фонд № 1" под управлением АО "Центральная трастовая компания" (ЦТК).
Эта контора принадлежит партнерам миллиардера Романа Абрамовича Александру Абрамову, Александру Фролову и их коллегам Дмитрию Меркушенко с Сергеем Братухиным. В том, для чего связанные с Абрамовичем предприниматели "вложились" в ПИК, разбирался корреспондент The Moscow Post.
Люди Абрамовича
Дмитрий Алексеевич Меркушенко владеет несколькими крупными активами в Москве и Краснодарской крае. Среди них есть фирма с названием "Пляжи Завидово". Учредителем компании является Эдуард Витальевич Бендерский. Как пишет "Радио Свобода" (признано иноагентом на территории РФ), этот человек – ветеран спецназа ФСБ "Вымпел", зять которого входит в хакерскую группировку, обвиненную спецслужбами США и Великобритании в хищении более 100 миллионов долларов у банков, компаний и физических лиц.
Имя Меркушенко "светилось" рядом с именем Абрамова на фоне громкого скандала с попыткой гендиректора компании "Судостроительная верфь Белл" Олега Белкова переправить военные катера в Арабские Эмираты. Меркушенко и Абрамов – конечные бенефициары компании.
Братухин – президент "Инвест АГ", владелец части "Ренессанс страхование". У Абрамова и Фролова тоже есть доли в "Инвест АГ".
Все эти люди явно действуют не без ведома г-на Абрамовича, а значит сделка с получением части "ПИК" может походить в его интересах.
Партнерство на "токсичной почве"
Но жилищное строительство – не то, куда олигарх обычно вкладывает деньги. Морская тематика ему куда ближе. Кроме того, известно, что с Гордеевым он сотрудничает не впервые. В 2019 году бизнесмен инвестировал в сеть гастромаркетов, первый из которых открыл в исторической усадьбе, принадлежащей компании Millhouse Романа Абрамовича.
А в 2020 году компания Fortiana экс-председателя совета директоров группы "ПИК" Владислава Свиблова купила 40% принадлежащей Абрамовичу доли в британской золотодобывающей Highland Gold Mining (HGM). Свиблов знаком Гордееву еще с "Росбилдинга" – компании, которую бизнесмены основали вместе. Ее неоднократно уличали в рейдерстве. А "ПИК" фактически основан на ее бывших мощностях.
Эта сделка тоже вызывала массу вопросов. С чего бы Абрамовича продавать долю, когда цена на золото растет?
Были предположения, что у Абрамовича возникли проблемы с финансированием проекта развития Кекура на Чукотке. В 2016 году Highland Gold Mining получила 2 млрд рублей под 5% годовых от Фонда развития Дальнего Востока и Арктики для развития, месторождение планировали ввести в эксплуатацию в 2021 году, однако весной 2019 г. стало известно, что сроки переносятся на 2023. Что не могло быть позитивно воспринято инвесторами проекта.
Абрамович мог хотеть избавиться от актива, и Свиблов ему в этом помог, сам заимев выгоду. Ведь через ООО "Руссдрагмет", управляющей структурой, было легко выводить деньги на Кипр – компания была оформлена на офшор "Стэнмикс Холдинг Лимитед". Буквально несколько месяцев назад фирму переоформили на МКАО "Хайлэнд Голд" и сейчас она в процессе ликвидации. О том, как Свиблов обращается с активами, The Moscow Post писал неоднократно. В общем, в накладе он остался вряд ли. Скорее помог Абрамовичу за минимальную цену избавиться от ставшего токсичным актива с тем, чтобы "выжать" его и впоследствии перепродать.
Абстрагироваться при помощи "Дяди Ромы"
Подобная схема могла бы быть применима к нынешней ситуации с "ПИК". Актив уже давно демонстрирует признаки финансовой неустойчивости, Гордеев до сих пор не сдал квартиры даже ФСБ, а закупки проводились аж в 2010 году!
И это мы молчим про многочисленные недоделки и экологические скандалы застройщика.
Однако Абрамович – не Свиблов, и в обратной ситуации вряд ли стал бы брать "умирающий" "ПИК" с целью окончательно его "обескровить" и выбросить. Здесь надо еще понимать, что у компании огромное количество проектов на стадии строительства, и, если "ПИК" обанкротится, скандал будет невероятный. Вряд ли именитый олигарх хотел бы "светиться" в такой истории.
Абрамович в данной ситуации может выступать неким громоотводом, помогающим Гордееву, так как Свиблов помогал ему. И, возможно, что не просто "по дружбе", а получив за это целый кусок компании.
Возникает предположение, что Гордеев по договоренности отдал часть компании людям Абрамовича для того, чтобы абстрагироваться от ее деятельности, фактически оставшись "у руля". И инициировано это может быть, как раз, неисполненными перед ФСБ обязательствами. После того, как он формально оставил должность гендиректора, его не прекратили связывать с деятельностью фирмы. А за проданные, но не сданные квартиры кто-то должен отвечать.
Предполагаемые связи Абрамовича в ФСБ (речь про Дмитрия Меркушина) могут здесь сыграть на руку г-ну Гордееву. Возможно, что так он пытается уйти от ответственности. Мы же, как журналисты, добивающиеся правды, просим главу Следкома Александра Бастрыкина обратить внимание на ситуацию. И Александра Бортникова, ведомство которого, кажется, пытаются обокрасть безнаказанно.
"ПИК" находится в крайне плачевном положении. Принадлежавшие ему структуры банкротятся, с учетом того, что еще в 2021 году в деятельности "ПИК" находили признаки "пирамиды", знак совсем не хороший. Кроме ФСБ, у застройщика еще масса других заказчиков, находящихся в "режиме ожидания".
А еще именно структура "ПИК" занималась строительством скандального госпиталя в Мурманской области, за хищения на котором в прошлом году задержали замглавы МЧС Андрея Гуровича. Так что "спасать" Гордеева, видимо, надо не только от ФСБ.
Недавно The Moscow Post обратил внимание, что "ПИК" занялся скупкой потенциально проблемных активов. Судя по всему, на другие у него просто уже не осталось денег. В этой ситуации возможная потеря Гордеевым 20% фирмы за уход от уголовного преследования – цена не такая высокая.
Вряд ли такая компания собирается закрывать прошлые обязательства – им бы справиться с нынешними. И рокировки в составе собственников в такой ситуации не сулят контрагентам "ПИК" ничего хорошего.