Севастополь по давней, начавшейся еще в украинские времена традиции не любит своих властей. С 2014 года жители города-героя бросаются с виртуальными штыками на местных губернаторов, но предвыборная кампания – 2020 стала исключением: она тиха, как украинская ночь, и предсказуема, как рост цен на бензин.
Севастополь штормило пять лет. Сергей Меняйло, губернатор с 2014 по 2016 год, любил хороший алкоголь, снимал про себя фильмы, славился лихим нравом. Второй губернатор Дмитрий Овсянников (2016–2019 годы) был встречен ласково и с радостью, развернул бурную деятельность, но из-за неумения идти на компромисс постепенно разругался, кажется, со всеми.
На смену двум этим ярким личностям пришел новый врио Михаил Развожаев – мечта всех пенсионеров: мил лицом, учтив и вежлив, осторожен в словах и действиях. А ведь именно пожилые люди вместе с бюджетниками и служащими Черноморского флота активнее всех голосуют на выборах. Неудивительно, что грядущее избрание губернатора выглядит как заранее срежиссированный спектакль.
– Ситуация спокойная, это видно по плакатам, по предвыборным выступлениям. Могу отметить, что у врио губернатора большие шансы. Севастопольцы на участках решат, кто возглавит город. А у нынешнего врио конкурент один – избиратель, – рассказал «Октагону» президент Союза строителей Севастополя Александр Лившиц.
Легкий бриз в море спокойствия
Предвыборный штиль нарушил единственный коренной севастополец среди кандидатов, член КПРФ Роман Кияшко. Он получил отказ в регистрации. В пресс-службе Севгоризбиркома пояснили, что подписи Кияшко собрал в шести муниципальных образованиях, а надо было в восьми.
– Мы говорим, что прошла спецоперация, все было продумано по дням. Неожиданно для всех появилась информация на сайтах двух муниципальных советов о том, что депутаты слагают свои полномочия. На другой день оперативно провели сессии, но, несмотря на то, что депутаты сложили полномочия, самораспуститься советы не смогли. Поэтому на следующий день прокуратура подала заявление в суды о том, что советы нужно переизбирать. И уже через день прошли суды. Цепочка событий говорит о том, что каждый шаг был просчитан, – рассказал «Октагону» Кияшко.
В начале лета суд распустил два муниципальных совета Севастополя – Гагаринский и Ленинский. Так некоторые кандидаты лишились возможности собрать подписи у нужных им депутатов. Роман Кияшко уже тогда мог прогнозировать, что к выборам его не допустят. Для севастопольцев это неприятный момент: много лет жители города-героя грезят о губернаторе из числа земляков, но ими руководят исключительно «варяги» – понаехавшие, как любят говорить в городе с нескрываемой злобой.
Роман Кияшко считает события делом рук политтехнологов оппонента, но действовали они на грани закона, говорит коммунист.
– Севастопольцы оказались лишены своего конституционного права выбора. Это грязная технология, недостойная человека, который собирается возглавлять город-герой. И связано это только с трусостью, так как исследования показывают, что второй тур был абсолютно реальным. Вот и пришлось устроить спецоперацию, – говорит Кияшко.
Свой, но без шансов
От партии «Патриоты России» на выборах выступает Иван Ермаков. 73-летний кандидат даже в силу возраста не может составить серьезную конкуренцию врио.
Ермаков в целом соответствует запросам горожан: окончил Севастопольский приборостроительный институт, служил в Военно-Морском Флоте, полковник, доктор философских наук, профессор. У него 11 государственных наград СССР, ордена и грамоты. На выборах губернатора Севастополя 10 сентября 2017 года он получил 2,13 процента голосов избирателей.
Свое решение идти к власти Ермаков объяснил просто: на выборах должен быть хотя бы один севастополец (хотя коренным жителем Ермакова не назвать, в Севастополь он переехал в 1964 году). С учетом того, что Роман Кияшко не попал в окончательный список кандидатов, все надежды на Ермакова. Но очевидно, что больше 2–3 процентов он не наберет. Есть и другой вопрос – как он прошел муниципальный фильтр? Очевидно, что кому-то было дано указание собрать подписи и позволить Ермакову попасть в бюллетень. Сколько это стоило – вопрос не только неприличный, но и наказуемый, поэтому задавать его нет смысла.
До выборов осталось меньше месяца, а кандидата не видно и не слышно. Кажется, будто он выполнил свою миссию – составил конкуренцию в бюллетене – и на этом успокоился. Читает газеты, смотрит телевизор и неспешно пишет поздравительную речь для дня избрания Михаила Развожаева.
Мусорный король Севастополя
Яркое пятно в этой предвыборной пасторали – кандидат от партии ЛДПР Илья Журавлев. Традиционно он как бы в оппозиции, но как бы за власть – не открыто, конечно. Журавлев не такой эмоциональный, как Жириновский, но деятельный, общительный и почти местный.
В 1993 году он окончил Севастопольский приборостроительный институт (и это важно для жителей города), успел побывать депутатом Ленинского районного совета города Севастополя, секретарем комиссии по городскому хозяйству, депутатом законодательного собрания.
С именем этого кандидата связывают деятельность предприятия «Чистый город». Жители Севастополя прекрасно знают, что за мусор отвечает Журавлев, хотя официально он не имеет отношения к сбору отходов.
На выборах именно Журавлев составляет какую-никакую конкуренцию Михаилу Развожаеву. У него есть наружная реклама, он дает интервью, озвучивает свою позицию, даже иногда ругает местную власть. Но опять же – каждое слово взвешено, ничего такого, что вызвало бы недовольство в кабинетах местного правительства.
Романович, Романенко, Яковенко – кто они?
Три гражданина с почти одинаковыми фамилиями могли бы стать героями сказки «Три поросенка». Только волк их не съест, а выдаст каждому по домику и будет заходить в гости. После 13 сентября, конечно.
Кандидат от партии «Справедливая Россия» Александр Романович родился в Москве, работал депутатом Госдумы РФ шестого созыва, написал много книг. Александра Романенко представляет Демократическую партию России. Она окончила Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, а сейчас… домохозяйка. Ярослав Яковенко от Партии прогресса из Новосибирска был пожарным. Сегодня – генеральный директор ООО «Крымский гарант безопасности», занимается электромонтажными работами.
Все три кандидата неизвестны севастопольцам. О существовании этих людей большая часть жителей города даже не догадывалась. Но Александр, Александра и Ярослав прошли муниципальный фильтр – собрали нужное количество голосов. Они кандидаты в губернаторы Севастополя. Чудеса…
– Эти выборы начались с ликвидации двух муниципальных советов, что не дало пройти муниципальный фильтр одному из кандидатов, который, на мой взгляд, вполне мог создать конкуренцию действующему врио. Вопрос в целом в легитимности и доверии к выборам. Кроме того, мы заметили, что появились билборды с изображением Развожаева. Но мы знаем, что они фактически незаконны, документы на них давно истекли. Как так получилось, что на билбордах – кандидат и врио губернатора? – заявил «Октагону» общественник и бывший секретарь Севастопольского регионального отделения партии «Единая Россия» Борис Колесников.
Почти идеальный Развожаев
От «Единой России» кандидатом выступает глава местного отделения, врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев. Уроженец Красноярска больше года делает все, чтобы в городе было непривычно тихо, спокойно и благостно. Вместе с бабушками изучает деревья, подлежащие сносу, сдает кровь, беседует онлайн с севастопольцами, бойко ведет социальные сети.
Его предвыборная кампания – отчет о проделанной работе, который он сдает с июля 2019 года, когда был назначен в город. Реконструкция улицы Большой Морской, о которой договорился его предшественник, выполнена на московские деньги успешно. Парк Учкуевка, превративший захудалую Северную сторону чуть ли не в главный туристический район города, готов. Снова начались разговоры о создании яхтенной марины в Балаклаве и строительстве так необходимых Севастополю КОС «Южные». Ремонтируются дороги, есть планы по созданию транспортных развязок. Началось строительство культурного кластера над Артиллерийской бухтой. Вовсю идет подготовка к возведению медицинского кластера с инфекционной больницей, больницей скорой помощи и онкодиспансером. Когда все это сдадут – неясно. Но о глобальных стройках врио говорит много.
На этих выборах у Михаила Развожаева нет главного оппонента предыдущих губернаторов – отца «Крымской весны» в Севастополе, народного мэра Алексея Чалого. После того как ушел с должности Дмитрий Овсянников, он чудесным образом исчез с политического олимпа. Мы попробовали с ним связаться и получить комментарий, но услышали отказ.
– Не хочу комментировать предвыборную кампанию в Севастополе. Я не в политике, – сказал Чалый «Октагону».
Так что Развожаева не без оснований считают единственным кандидатом на пост губернатора. Все остальные – массовка, причем одни могут произнести пару реплик, а другие должны молчать, как белорусские партизаны.
Вот и проходит предвыборная кампания уныло, как провинциальный спектакль с плохим актерским составом. В зрительном зале откровенно скучают и зевают, редкие поклонники артистов иногда хлопают от счастья, а сами актеры, кажется, ждут, когда спектакль закончится и можно будет снова заняться своими делами.