Свершилось то, о чем долго говорили участники финансового рынка. Центробанк стал напрямую санатором проблемных банков без привлечения сторонних структур, в частности Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Одним из первых, кого ЦБ взял под свою непосредственную опеку, стал Бинбанк, который принадлежит владельцам группы Сафмар Михаилу Гуцериеву и Микаилу Шишханову. И который сам является санатором ряда банков. Как говорится, сами попали. БМН банк давно уже находится в стадии, которую можно смело назвать банкротной. Причиной тому, как отмечают финансисты, является рискованная, если не сказать безумная кредитная политика.
В качестве хрестоматийного примера можно привести выданный Бинбанком кредит "Рост Банку". Кредит был внушительный - 250 миллиардов рублей. Бинбанк попытался сделать хорошую мину при плохой игре. Так, в своей официальной отчетности его руководство оценило выданный кредит как высокой категории качества. В то время, как банковский регулятор не дал ему оценку выше третьей категории, то есть, с пометкой "сомнительный". По расчетам ЦБ, резерв в активах банка для такого кредита должен быть не ниже 25 процентов от выданной суммы. То есть, как минимум 50 миллиардов рублей. Но даже судя по официальной отчетности Бинбанка, эти денег у него просто не было.
Ведь в этом случае резерв самого Бинбанка оказался бы в минусе. Странным в этой истории выглядит то, что ЦБ не заметил этой несостыковки. А, может быть, сделал вид, что не заметил? Может быть и так. Проходит несколько месяцев, и Бинбанк становится источником еще одной шокирующей новости. Стало известно, что акционеры банка ингушского народа прикупили себе "МДМ Банк", и осенью 2016 года присоединили его к своему основному банку. Что здесь шокирующего?
Финансовое положение покупаемого. Оно еще более вопиющее, чем положение покупателя И снова регулятор молчит, невозмутимо наблюдая, как две просто крупные проблемы объединяются в одну огромную проблему.
Нежелательный иностранный фактор
В отличии от российского регулятора зарубежные рейтинговые агентства оценили возможности Бинбанка максимально объективно. В частности, авторитетное агентство S&P присвоило Бинбанку рейтинг "В/В". Рейтинг "B" означает "В значительной степени спекулятивный рейтинг". Всего двумя ступеньками ниже располагается рейтинг "ССС+", который означает "Дефолт представляется реальной возможностью". Такой же прогноз ранее дало а агентство Moodys. Гуцериев и Шишханов отреагировали на это весьма своеобразно. Они разорвали контракт на проводимые исследования, посчитав их недостоверными.
И свои туда же?
Ладно, иностранцы, которые во всем пытаются выставить российские компании в негативном свете. Но только вторит им и отечественный эксперт в лице сайта "Анализ банков". "На рассматриваемый момент соотношение высоколиквидных активов (средств, которые легко доступны для банка в течение ближайшего месяца) и предполагаемого оттока текущих обязательств дает нам значение 45,14%, что свидетельствует о критическом запасе прочности, недостаточным для преодоления возможного оттока средств клиентов банка".
"По медианному методу (отброс резких пиков): сумма норматива мгновенной ликвидности Н2 в течение года имеет тенденцию к значительному падению, однако за последнее полугодие имеет тенденцию к уменьшению, сумма норматива текущей ликвидности Н3 в течение года неустойчива и имеет тенденцию к значительному падению, однако за последнее полугодие имеет тенденцию к увеличению, а экспертная надежность банка в течение года и последнего полугодия неустойчива и имеет тенденцию к уменьшению".
Вот такие дела на сегодняшний момент у Бинбанка…
Методы бизнеса
Гуцериев основал банк 24 года назад и сразу взял в компаньоны своего племянника Шишханова, только что закончившего вуз. С момента появления кредитной организации ее владельцы особо не стеснялись в средствах ради достижения своей цели. В частности, участникам рынка памятна история, как родственники приобрели в собственность компанию "Моспромстрой". Предприятие являлось по статусу закрытым акционерным обществом (ЗАО). Поэтому люди Гуцериева оформили несколько притворных сделок дарения акций.
А затем, став "акционерами" предприятия, они на вполне законных основаниях занялись скупкой ценных бумаг "Моспромстроя", попытавшись взять под свой контроль всю компанию. Примерно таким же макаром Гуцериев и Шишханов купили контрольный пакет в компании "Саханефтегаз". Каким-то невероятным образом, опять же используя поставные лица и фиктивные договоры, они выкупили перспективнейшую нефтяную фирму по просто смехотворной цене – всего за 6 миллионов долларов, то есть, по 7 центов за один баррель.
Далее были приобретены химический, строительный, продовольственный бизнес… Группа Сафмар, а вместе с ней и Бинбанк, процветали, создавая гигантскую финансовую пирамиду. Но рано или поздно пирамида начинает рушиться. Положение банка плачевно настолько, что за последний год произошел просто катастрофический отток клиентов. А сам банк практически стал банкротом.