В резонансном уголовном деле миллиардера, бывшего председателя совета директоров и акционера ООО «Мой банк» Глеба Фетисова, подозреваемого в аферах на 555 млн рублей, может появиться новый фигурант. Зампред Центробанка Михаил Сухов написал в Следственный комитет письмо (есть у «Известий»), в котором разъясняет, как, по его мнению, выводились средства из «Моего банка». Он считает, что все сделки были выгодны Фетисову или новым собственникам банка, а против и.о. председателя правления Киры Андриановой предлагает возбудить уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»).
По данным Центробанка, схема выглядела следующим образом: 25 ноября 2013 года «Мой банк» выкупил за 555 млн рублей акции голландского производителя спортивных автомобилей Spyker Cars N.V. у 11 физических лиц — россиян и иностранцев. Впоследствии все они стали новыми владельцами «Моего банка». По данным ЦБ, стоимость покупки одной акции в среднем составляла почти 2,7 тыс. рублей, в то время как последние котировки по ним не превышали порог в 87 копеек за акцию. Таким образом, цена на заведомо неликвидные акции была завышена в 3,1 тыс. раз. Продавцы акций затем перевели полученные деньги на счет компании GF Financial Corporation, которая, по данным следствия, до сих пор подконтрольна Глебу Фетисову.
По версии ЦБ, GF Financial Corporation уже за 558 млн рублей выкупила у «Моего банка» высоколиквидные акции компании Altimo Holdings and Investments Limited, которой принадлежат большие пакеты акций в фирме VimpelCom и крупнейшем операторе мобильной связи Турции Turkcell.
В результате этой схемы, по мнению ЦБ, ликвидные активы «Моего банка» были заменены на неликвидные, а деньги получили владельцы банка. Однако из письма непонятно, кому в тот момент принадлежал банк. В документе ЦБ лишь говорится, что на момент совершения сделок, единственным собственником FFF Finance Group B.V. и крупнейшим совладельцем «Мой банк» был Фетисов. Этой группе и принадлежало 94,81% уставного капитала банка.
ЦБ считает, что Фетисов продал свою долю в FFF Finance Group B.V. бывшим владельцам Spyker Cars N.V 29 ноября 2013 года, ссылаясь на информацию из СМИ.
По данным регулятора, все договоры от имени банка подписала и.о. председателя правления Кира Андрианова. Регулятор не может сказать однозначно, в чьих интересах она действовала — Фетисова или новых собственников. Однако запред ЦБ сообщает следствию о том, что она фактически «безвозмездно обратила вверенное ей имущество банка в пользу третьих лиц», поэтому в действиях Андриановой усматриваются признаки преступления по ч. 4 ст. 160 («Присвоение или растрата»).
Следствие отказалось назвать «Известиям» нынешний правовой статус и.о. председателя правления «Моего банка» в рамках этого уголовного дела. Сама Андрианова оказалась недоступна для комментариев.
Представители Фетисова утверждают, что он не имел отношения к этим аферам, потому что перестал быть владельцем «Моего банка» за несколько дней до всех этих событий.
— На момент совершения сделок по покупке Spyker Cars от 25–26 ноября Фетисов уже не являлся собственником уставного капитала банка, потому что 21 ноября продал свою долю 11 физическим лицам и все ключевые операции проходили уже через госпожу Андрианову, — сообщил «Известиям» помощник Фетисова Игорь Пылаев.
Свои слова он подтверждает одним из 11 договоров купли-продажи 179 акций FFF Finance Group B.V. номиналом €10 общей стоимостью $1,7 млн, который был подписан одним из одиннадцати новых собственников 21 ноября.
В пресс-службе ЦБ «Известиям» сообщили, что они не комментируют ситуацию вокруг уголовных дел, а также переписку с правоохранительными органами.
Кира Андрианова — экономист со стажем: в банковской сфере работает уже более 20 лет, имеет два высших образования — в 1991 году получила красный диплом Московского педагогического университета по специальности «математика», а в 1994-м — окончила Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «экономист по банковскому и страховому делу». В ООО «Мой банк» Андрианова пришла в 2005 году. Через шесть лет, в апреле 2011-го, ее назначили председателем правления банка; ранее она курировала активные операции и ликвидность банковской группы, а также эмиссию и обращение долговых инструментов.
Уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») по ситуации вокруг «Моего банка» было возбуждено в декабре 2013 года по материалам и инициативе ЦБ. 28 февраля был задержан Глеб Фетисов, после чего суд выдал санкцию на его арест. Первоначально ему инкриминировали аферу на 6 млрд рублей, однако затем эта сумма сократилась до 555 млн.