Лакомая государственная недвижимость в центральных кварталах Екатеринбурга вновь стала яблоком раздора. По одну сторону баррикад оказался новый ФГУП — «Дирекция инвестиционной деятельности». На него территориальное управление Росимущества переписывает все новые и новые площади. По другую сторону — пользовавшиеся ими долгие годы коммерсанты и общественные организации. У многих из них новый правообладатель и методы его работы вызывают отторжение.
Пользователи помещений по проспекту Ленина в Екатеринбурге взбудоражены. Многие здешние здания принадлежат государству, и теперь по согласованию с Росимуществом их управление на себя перенимает уральский филиал ФГУП «Дирекция инвестиционной деятельности». Новые блюстители действуют решительно: все сложившиеся отношения с пользователями подвергаются ревизии, при малейшем сомнении в их прозрачности договоры беспощадно разрываются, следом идет предложение перезаключить их на новых, чаще всего куда более жестких условиях.
В числе прочих на себе все это уже прочувствовало чкаловское отделение Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане. С ее зампредом Валерием Снигиревым встречаемся в помещении организации на проспекте Ленина, 52, корпус 2А. Здесь афганцы по договору с Росимуществом до последнего времени использовали 290 кв. метров. «Был заключен договор в таком виде: они ссудодатели, я — ссудополучатель. Было конкретно написано: Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане и обществам, входящим в ее состав, переданы помещения на безвозмездной основе»,— поясняет Снигирев.
Сейчас права ссудодателя переданы региональному филиалу дирекции, и его представители требует от ЧРООООИВА либо платить аренду — 400 рублей за кв. метр, либо освободить помещение. В крайнем случае последнее грозят сделать по суду. «Мы просто стали лишними на этом празднике жизни. Главное, кто это делает? Ладно бы мужики войну прошли или в армии хотя бы служили! Такие точно бы подумали: какого черта нам с инвалидами воевать. А эти… Прут и все, и хоть в лоб, хоть по лбу»,— негодует Снигирев.
Свою позицию он попытался объяснить в своем письме в городскую прокуратуру, с просьбой провести проверку деятельности ФГУП. Юрист организации Мария Микурова готовит иск в суд с требованием признать за инвалидами-афганцами права на безвозмездное пользование предоставленными ранее помещениями.
«Точно знаю, что они (ФГУП) набрали в Екатеринбурге уже 11 объектов. Один уже сумели загубить - это Ленина, 79. Им его передали в 2011 году. Раньше там было хорошее помещение, теперь здание стоит без окон, без дверей. Довели до того, что страшно заглядывать внутрь,— поделился Снигирев.— Как мне люди сказали, эта структура была создана для того, чтобы как можно больше забрать под свое крыло в регионах. Потом помещения акционируются и приватизируются. И чем хуже здания будут, тем меньше придется платить. А расположение-то все равно в центре города — просто обалденное!»
У главы территориального подразделения дирекции Дениса Тарасова своя точка зрения на все происходящее: «За «афганцами» закреплено не только это помещение в 290 кв. метров. Всего их там три, еще на 150 кв. метров и на 120 кв. метров. Они переданы без права субаренды, но когда мы пришли туда с проверкой, то оказалось, что там кого только нет. У него там и пиццу жарят, и массажистки работают, и какие-то агентства недвижимости сидят». По данным ФГУП, инвалидная организация сдавала вверенные ей помещения в среднем по 500 рублей за метр, и ежемесячная выручка составляла не менее 500 тыс. рублей. Большая часть из этих денег платилась в «черную».
Снигирев не скрывает, что помещения в субаренду сдавались, но уверяет — исключительно членам общественной организации, помогавшим инвалидам. «Парикмахерская была. Девчонки инвалидов и стариков стригли, заодно учились своему делу. Психологи были, которые инвалидам помогали. Массажисты тоже. Там, правда, один косой, другой кривой, но тоже помогали инвалидам. А 99% этих денег шло на содержание помещений и помощь ветеранам, больше частью на их похороны: цветки, памятники, поминки»,— подчеркивает общественник. Обшарпанные стены вверенного его организации помещения действительно не говорят о том, что здесь могли располагаться преуспевающие бизнес-проекты.
Впрочем, логика действий Тарасова и его подчиненных вполне понятна. Общественной организации для собственной деятельности такой объем помещений явно лишний. Плюс коммерческое использование велось, и доходы от него в государственную казну не направлялись.
С аналогичной ситуацией дирекция сейчас столкнулась по Городку чекистов. «Там еще все запутаннее»,— признается Тарасов. Предметом для споров здесь стали цокольные и подвальные помещения, которыми распоряжалось свердловское мингосимущества, исполнявшее до 2004 года полномочия Росимущества.
«Там нежилые помещения, предназначенные, если верить старым планам, под лаборатории, кинозалы и прочие вспомогательные нужды. Сейчас там полная махновщина. Кто чем пользуется и на основании каких документов, непонятно. С Росимуществом пытаемся навести порядок, идут и те же «афганцы» и коммерсанты, даже бандиты какие-то приходят разбираться»,— делится Тарасов. Буквально в октябре его юристам удалось отстоять право распоряжаться частью подвалов Городка чекистов у местного ТСЖ «Городок Чекистов К4».
Что касается здания на проспекте Ленина, 79, состояние которого ФГУПу сейчас вменяют в вину, то оказалось, что все работы по его обустройству застопорила судебная тяжба с Уральским лесотехническим университетом, который раньше им распоряжался.
Всего ГУП контролирует несколько помещений, расположенных по адресам: пр. Ленина, 79; пр. Ленина, 69-4, пр. Ленина, 69-13; пр. Ленина, 69-14; пр. Ленина, 36; пр. Ленина, 52-2А; ул. Пушкина, 18.
Субъективно обоснованность действий Тарасова, явно направленных на упорядочивание имущественных взаимоотношений с госимуществом в Екатеринбурге, сомнений не вызывает. Но нормальному ее восприятию мешает богатая предыстория управления екатеринбургской недвижимостью многочисленными ФГУПами-предшественниками: «ФТ-Центр», «Урал», «ИнформВЭС». Про каждый из них говорили не иначе как о синекуре, поминая недобрым словом руководителей, будь то Сергей Писарев или Владислав Буряк. Чем закончится нынешняя история — пока вопрос, за которым стоит очередная группа памятников истории города и его архитектуры.