ЦБ сообщил, что выявил манипулирование несколькими финансовыми инструментами на Московской бирже в 2012-2016 гг.: акциями компаний UC Rusal
, Polyus Gold, «Левенгук», «Медиахолдинг», ТПГ «Аэссель», «Главторгпродукт», «Вторресурсы», «Платформа «Ютинет.Ру», а также паями ЗПИФ акций «Финам – информационные технологии» и ЗПИФ рентный «Финам капитальные вложения».
Некоторые участники рынка, пишет ЦБ, совершали с этими инструментами множество сделок, не имевших очевидного экономического смысла. Это создавало видимость торговой активности и ликвидности и помогало привлекать сторонних инвесторов, искусственно формировать и поддерживать цены, указывает ЦБ.
Обороты манипулятивных сделок отличались на разных рынках в зависимости от ликвидности и качества инструмента, рассказал «Ведомостям» представитель ЦБ, но объемы сделок не имели решающего значения. Для недобросовестных игроков финансового рынка важно было поддерживать котировку на определенном ими уровне, подчеркнул он.
Сделки проходили по предварительной договоренности, указывает ЦБ, в каждой участвовали иностранные юридические лица, связанные с компанией «Финам», а также люди, которые выдавали доверенности на совершение сделок на имя работавших в «Финаме» лиц, пишет ЦБ. «Финам» в разное время был и маркетмейкером этих финансовых инструментов. В частности, сделки с акциями «Левенгука», «Медиахолдинга», ТПГ «Аэссель» совершали лица, близкие к эмитентам, листинговым агентам или компании «Финам», указывает ЦБ. Торги бумагами ТПГ «Аэссель» и «Платформы «Ютинет.Ру» (последняя признана банкротом) биржа приостановила в первом полугодии 2017 г.
«Финам» ознакомился с данными ЦБ, ничего сверх этих данных компании пока не известно, заявил «Ведомостям» президент – предправления «Финама» Владислав Кочетков. ЦБ, заверил он, пока не принимал никаких мер по отношению к компании. «Очевидно, что компания непричастна к каким-либо недобросовестным практикам», – говорит Кочетков. Возможно, предполагает он, в данном случае не до конца разделены манипулирование и маркетмейкерство, в том числе маркетмейкерство с клиентских счетов, которое долгое время было распространено на российском рынке. «Каких-либо действий, которые можно трактовать как манипулирование рынком, нами не выявлялось», – уверяет он.
ЦБ не спрашивал «Левенгук» о манипулировании ее акциями, компания не была в курсе заявления ЦБ, сообщил «Ведомостям» финансовый директор компании Илья Перелыгин.
В торгах бумагами «Главторгпродукта» и «Вторресурсов» также участвовали связанные с эмитентами лица, в том числе их топ-менеджеры, пишет ЦБ и называет деятельность компаний непрозрачной. Сделки с бумагами, а также их листинг носили схемный характер и осуществлялись для исполнения запутанных финансовых схем, считает ЦБ. «Пример запутанной схемы – привлечение заемных средств от сторонних лиц под обеспечение акциями, для которых путем манипулирования создавалась искусственно завышенная котировка», – объясняет представитель регулятора.
Сделки с акциями «Платформа «Ютинет.Ру», UC Rusal
и Polyus Gold участники совершали по предварительному соглашению, но связи с эмитентами не имели, считает ЦБ: «Финам» подавал заявки маркетмейкера от своего имени и за счет клиентов, не осуществляя должного контроля за действиями таких клиентов».
ЦБ по этому вопросу в компанию не обращался, сообщил «Ведомостям» представитель Polyus Gold.
Значительная доля торгов паями двух ЗПИФ приходилась на клиентов самого «Финама», имевших связи с компанией, констатирует ЦБ, паи этих ЗПИФ учитывались в составе собственных средств «Финама».
ЦБ пишет, что закон о манипулировании рынком применяется в том числе и к маркетмейкерам, и напоминает, что привлечение клиентов к исполнению функций маркетмейкера может быть расценено как недобросовестная практика. «Банк России принял меры в отношении лиц, причастных к манипулированию рынками указанных ценных бумаг, по недопущению совершения аналогичных нарушений в дальнейшем», – говорится в пресс-релизе.
Если попытки манипулирования рынком и имели место, указывает Кочетков, то эволюция бизнес-процессов в компании сделала их повторение невозможным.