Мосгорсуд не изменил ни строчки в приговоре по скандальному уголовному делу бывшего заместителя декана юридического факультета МГУ Владимира Степанова-Егиянца, осужденного на 15 лет за руководство структурным подразделением преступного сообщества и другие преступления, совершенные, по версии следствия, с целью хищения имущества автомобильного ломбарда. Между тем защита ученого, привлекшая авторитетнейших специалистов в области права, доказывала, что описанные в судебном решении события вообще не образуют в действиях главного фигуранта состава преступления.
В июле 2023 года Симоновский районный суд столицы приговорил бывшего замдекана юрфака МГУ, доцента кафедры уголовного права и криминологии, доктора юридических наук Степанова-Егиянца к 15-летнему заключению в колонии строгого режима за руководство структурным подразделением преступного сообщества и ограбление московского автоломбарда «Автофинанс» (ст. 210 и 161 УК РФ). Вместе с ним различные сроки заключения получили еще несколько человек, которым инкриминировались аналогичные составы преступления.
До провозглашения приговора ученый находился на свободе под залогом 40 млн руб., который выделила организация—производитель популярного мороженого. Залог предприниматели не стали отзывать и после судебного решения. Он фигурировал как один из аргументов защиты во время апелляции. Освобожденному из СИЗО Степанову-Егиянцу еще до первого суда следствие вернуло загранпаспорт. В период расследования он не имел никаких ограничений для выезда из страны, но не воспользовался этим и, уверенный в своей невиновности, продолжил преподавательскую деятельность, отметил его адвокат Михаил Ошеров.
Главным же аргументом защиты, пожалуй, стало заключение, подготовленное профессором кафедры уголовного и уголовно-исправительного права Саратовской государственной юридической академии, заслуженным юристом России Натальей Лопашенко.
В нем известный ученый-правовед, изучив приговор, указала, что ее коллега был близко знаком только с одной фигуранткой этого дела — Ольгой Васильевой. Однако в переписке между ними, на которую ссылается следствие, профессор не нашла никаких подтверждений того, что замдекана через нее руководил преступными действиями своей знакомой и остальных фигурантов.
«По делу не установлены ни его контакты с теми лицами, которые в составе преступного сообщества совершили грабеж имущества ломбарда, ни его конкретные действия по составу грабежа. Степанов-Егиянц не совершал преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК РФ, и осужден за него неправильно»,— говорится, в частности, в исследовании. Вместо конкретных действий обвиняемого, отметила она, следствием приводятся лишь предположения, например: «В случае необходимости Степанов-Егиянц должен был прибыть на место преступления».
По версии профессора, не доказано в деле и главное обвинение — организация некими иными лицами ОПС. Лидеры сообщества, подразделением которого якобы руководил Степанов-Егиянц, не установлены.
Как отметил адвокат Ошеров, предполагаемых создателей ОПС не просто не оказалось на скамье подсудимых, им даже не были предъявлены обвинения, а такие признаки сообщества, как структурированность, особая степень организованности, наличие единого центра подчинения, преступная иерархия, теневая касса и проч., в материалах расследования просто отсутствуют. О них упоминается только в показаниях оперуполномоченного, не являвшегося очевидцем преступления, и доказательством, по версии адвокатов, его слова служить не могут.
Тем не менее апелляционная инстанция горсуда аргументы защиты отклонила, оставив приговор в силе.
Решение стороны не получили, поэтому не знают, чем руководствовался суд второй инстанции. Сам Владимир Степанов-Егиянц заявил “Ъ” через своего представителя, что «стал жертвой правового беспредела». Решение МГС защита обжалует.
По версии столичной полиции, фигуранты уголовного дела, в том числе замдекана юрфака МГУ, объединившись в ОПС и действуя под его общим руководством, в 2016–2017 годах захватили столичную компанию «Автофинанс», похитив из нее деньги и 16 автомобилей, которые клиенты сдали в автоломбард. Ущерб от действий обвиняемых, по материалам дела, составил около 30 млн руб.
К рассмотрению этого уголовного дела Симоновский райсуд столицы приступил еще в августе 2020 года, но потом вернул материалы расследования в прокуратуру для исправления ошибок и нарушений.
В итоге все шесть фигурантов, включая Ольгу Васильеву, получили внушительные сроки — от 7 до 15 лет лишения свободы. Причем пяти мужчинам во главе с бывшим замдекана юрфака МГУ Владимиром Степановым-Егиянцем наказание придется отбывать в колонии строгого режима.
До того как стать фигурантом уголовного преследования, Владимир Степанов-Егиянц являлся членом президентского Совета по противодействию коррупции, состоял в ревизионной комиссии фонда управления целевым капиталом МГУ, входил в экспертный совет временной комиссии по развитию информационного общества Совета федерации, а в 2016 году баллотировался в депутаты Госдумы.