Бывший директор ЕБРР не признала отката

Источник
Елена Котова и ее защита считают обвинения недоказанными.
Симоновский суд столицы начал вчера рассмотрение громкого коррупционного дела, обвиняемыми по которому проходят бывший российский директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Елена Котова и бывший старший вице-президент ВТБ Игорь Лебедев. Им инкриминируется вымогательство почти $1,5 млн у экс-члена Общественной палаты Сергея Черникова за выдачу его компании кредита ЕБРР.

Вчерашнее заседание началось с выступления представителя прокуратуры, который зачитал обвинительное заключение по делу. Как говорится в документе, в 2009 году канадская компания CanBaikal Resources обратилась в ЕБРР за получением кредита в размере $95 млн. Владельцем и председателем совета директоров компании является бывший член Общественной палаты РФ, ныне гражданин Канады Сергей Черников. Полученный кредит планировалось направить на разработку двух нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе.

Как говорится в материалах дела, господин Черников несколько раз встречался с Еленой Котовой, представлявшей в совете директоров ЕБРР Россию, Белоруссию и Таджикистан. Во время переговоров, в которых участвовал также Игорь Лебедев, потенциальному заемщику и порекомендовали для положительного решения о выдаче кредита заплатить откат в размере 1,5%, то есть около $1,5 млн.

Услышав такое предложение, бизнесмен стал записывать свои дальнейшие переговоры с госпожой Котовой на диктофон, а затем передал эти записи в службу внутреннего контроля ЕБРР. На основании обращения господина Черникова в банке провели собственную проверку, которая и привела к отставке Елены Котовой — первому такого рода случаю в истории банка.

В феврале 2011 года, после того как занимавший тогда пост премьер-министра РФ Владимир Путин своим распоряжением освободил госпожу Котову от ее обязанностей, следственный департамент МВД РФ начал в отношении нее расследование. Отметим, что ЕБРР придало расследованию столь важное значение, что разрешило российским следователям допросить бывших и действующих руководящих сотрудников банка, которые пожизненно обладают иммунитетом, сравнимым с дипломатическим. А британские власти пошли на беспрецедентный шаг, дав согласие на эти допросы на своей территории.

Елене Котовой вменили ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 204 УК РФ (покушение на коммерческий подкуп, сопряженное с вымогательством), а Игорю Лебедеву — пособничество в этом преступлении (ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 204 УК РФ).

В суде оба фигуранта, выслушав обвинение, не признали себя виновными. "Я полностью отрицаю какие-либо уголовные деяния с моей стороны",— сказала госпожа Котова. Ее адвокат Артур Басистов отметил "Ъ", что, по его мнению, в материалах дела не только отсутствуют доказательства вины ее доверительницы, но и нет четкого указания, "за что именно требовала госпожа Котова деньги". В одном месте, по словам адвоката, говорится, что откат требовался в том числе для подкупа других членов директоров ЕБРР, а в другом — "для передачи сотрудникам российского Минфина и Минэкономразвития". Также защитник отметил, что ЕБРР является международной организацией, а не частной компанией, поэтому его подзащитной "не могло быть предъявлено обвинение по статье, которое ей инкриминируется". И вообще, отметил защитник, все обвинение строится на словах Сергея Черникова, которому следствие полностью поверило, не особенно вдаваясь, насколько логичны его показания.
Персоны Компании
Дары Малофеева
Организатор принесения «Даров Волхвов» в Россию требует компенсации от госбанка.
ВТБ избавился от Fitch
Агентство отзывает свои рейтинги госбанка и его дочерних структур.
Посредник
Александр Коровников - между бизнесом и властью.
Миллиардер на Олимпе: как Владимир Потанин стал главным частным инвестором Сочи-2014
Один из авторов идеи Сочи-2014, владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин рассказал Forbes, как родился олимпийский проект и почему он в итоге не оправдал ожиданий инвесторов.
Челябинский бизнесмен обманул энергетиков с Дальнего Востока
Вместо новеньких «Уралов» отправил им старые автомобили. «У нас минус 40, отправлять людей на этой сомнительной технике нельзя!».
Малофеев требует с ВТБ $600 млн за Алишера Усманова
Бывший крупнейший частный акционер «Ростелекома» Константин Малофеев намерен взыскать с ВТБ $600 млн: из-за иска банка он не стал партнером Алишера Усманова.
Консультант Сечина: как Цуканова приобрела репутацию специалиста по деликатным сделкам
Как связаны реформа РАО «ЕЭС России», Игорь Сечин и бывшая глава JP Morgan Наташа Цуканова.
Допэмиссия конфликта
Ситуация в бывшем банке Сергея Пугачева дошла до абсурда.
Как Марат Муратов уговорил банкиров «забыть» о его 600-миллионном долге перед «ВАМИНом»
Нанайская борьба Сергея Кондратьева с "Просто молоко", загадочная миролюбивость банка Грефа и последовательная атака ВТБ "финансовых схем" команды Муратова.
Золотой мяч, золотые ворота…
Сооружение стадионов к чемпионату мира по футболу в России еще не началось, а нарушения уже обнаружены.
Сделки 2013 года
2K 6 мин
Сделка года: продажа "Уралкалия"
Что общего между историей покупки и продажи "Уралкалия" и классическим вестерном.
Кому принадлежит «Стройфарфор» — крупнейший производитель плитки в России
Ведомости разобрались, о чем договаривались между собой создатель холдинга «Юнитайл» Лазарь Шаулов и управляющий холдингом Леонид Маевский и почему каждый из них считает себя владельцем главного актива — завода «Стройфарфор».
Под дождем
Кто финансирует оппозиционный телеканал.
Банкир из Петербурга: как Владимир Коган пробивается в высшую бизнес-лигу
Один из самых закрытых участников списка Forbes был претендентом на покупку «Уралкалия». Откуда у бывшего госслужащего деньги?
Возьмибанкирщина
Банк России взялся за вознаграждения банкиров.
Следствие отрабатывает телефонные линии
Прошли обыски в структурах Константина Малофеева.
Партийный билет: ради чего миллиардер Глеб Фетисов продал банк
Бывший сенатор решил распродать бизнес-активы, чтобы сосредоточиться на политике.