Следственный комитет фактически завершил расследование первой части скандального уголовного дела о коррупции в Росбанке, обвиняемыми по которому проходят бывший председатель правления банка Владимир Голубков и его подчиненная — старший вице-президент Тамара Поляницына. В ближайшее время дело против нее о пособничестве в коммерческом подкупе будет направлено в суд. Поляницына заключила сделку со следствием и признала свою вину, поэтому она может рассчитывать на более мягкое наказание. Следователи используют популярную в последние годы тактику: приговор Поляницыной по принципу преюдиции гарантирует осуждение и самого Голубкова.
По данным «Известий», основные следственные действия по делу Тамары Поляницыной завершены, в ближайшее время материалы будут переданы для утверждения в прокуратуру, а затем и в суд. Бывший старший вице-президент Росбанка обвиняется по ст. 33 и 204 УК («Пособничестве в коммерческом подкупе»), за что ей грозит до 12 лет лишения свободы и штраф до 50-кратного размера самого подкупа.
По версии следствия, Поляницына была активной участницей истории с вымогательством председателем правления Росбанка Владимиром Голубковым $1,5 млн у бизнесменов Татьяны и Андрея Ковалевых за пролонгацию кредитного договора и заключение допсоглашения с уменьшением кредитной ставки и суммы ежемесячных платежей по кредиту.
Как ранее рассказал «Известиям» сам Андрей Ковалев, все переговоры с ним от имени Голубкова вела именно Поляницына. Она же получила от него в ресторане часть взятки в 5 млн рублей, после чего и была задержана оперативниками. Она согласилась сотрудничать с полицейскими и, когда под их контролем передала шефу деньги, он был задержан.
При избрании судом для Поляницыной меры пресечения, она просила о послаблении, ссылаясь на наличие у нее ребенка-инвалида и престарелых родителей, которым необходимо ее внимание. Суд тем не менее отправил ее под арест.
Собрать доказательства против Поляницыной следствию не составило особого труда. Все просьбы Голубкова и детали передачи денег она обсуждала с Ковалевым открыто по телефону, с первого дня сотрудничала со следствием, признала свою вину и дала показания на своего шефа. Поляницына заключила сделку со следствием, поэтому ее дело будет выделено из основного и первым уйдет в суд. За помощь следствию она теперь может рассчитывать на более мягкое наказание — не превышающее двух третей максимального срока по ст. 204 УК.
— Предположительно, в октябре дело может поступить в суд, — сообщили «Известиям» источники в правоохранительных органах.
Нынешний адвокат Тамары Поляницыной Екатерина Батинова беседовать с «Известиями» отказалась.
Что касается самого Владимира Голубкова, то у него есть веские основания опасаться сделки со следствием, заключенной его бывшей подчиненной. Согласно принципу преюдиции, в рамках одного и того же уголовного дела ранее установленные судом факты принимаются впоследствии уже без проверки и доказательств. Таким образом, если суд признает Поляницыну виновной, это будет означать фактически гарантированную виновность и самого Голубкова.
— Мы обеспокоены законодательным регулированием преюдициальности, которое может существенно повлиять на решение суда по Владимиру Голубкову, — пояснил «Известиям» адвокат Голубкова Тимофей Гриднев.
По словам защитника, к этому располагает и особый порядок рассмотрения уголовного дела Поляницыной в суде — без допроса свидетелей и исследования доказательств.
— Мы этого очень опасаемся, — добавил Гриднев. — Там особый порядок, там никто ничего не исследует. Поляницына просто-напросто признает свою вину, прокурор скажет, что она действительно оказывала содействие следствию. И все!
Гриднев также отметил, что в целом считает ошибочной подобную практику в российских судах.
— Я считаю, что законодатель ошибся и вопрос не продумал, подошел ко всему очень безответственно и не учел, что существуют разные мотивы заключения сделки со следственными органами, — считает Тимофей Гриднев.
В последнее время следователи активно практикуют принцип преюдиции, которая регламентируется ст. 90 Уголовно-процессуального кодекса. Так, виновность бывшего помощника губернатора Кировской области Алексея Навального и бизнесмена Петра Офицерова по делу «Кировлеса» доказывали в суде, опираясь, в частности, на уже вынесенный обвинительный приговор их подельнику Вячеславу Опалеву.
Эксперты отмечают, что преюдиция «работает» именно в экономических делах, а значит — применима и в уголовном деле Голубкова, который обвиняется в совершении коммерческого подкупа в особо крупном размере.
— Преюдиция особенно практикуется последние два года и по экономическим делам, — объяснил «Известиям» председатель межрегиональной коллегии адвокатов Владимир Жеребенков. — Для суда первый приговор по делу имеет большое значение, и защитникам нужно постараться, чтобы другого человека не осудили «на автомате».
Владимир Голубков и Тамара Поляницына были задержаны 15 мая 2013 года в Москве. Потерпевшими по делу на данный момент являются совладелец холдинга «Экоофис», известный музыкант и продюсер Андрей Ковалев, а также его бывшая супруга Татьяна.
Сразу после задержания в мае 2013 года бывший банкир был заключен под домашний арест. Однако в августе Пресненский суд изменил для него меру пресечения, отправив в СИЗО под стражу до 16 октября 2013 года. Поводом для этого стало ходатайство следователя, который считает, что Голубков не соблюдал условия домашнего ареста: общался с водителем и неизвестными людьми, нарушал правила дорожного движения. Все известное следователям имущество экс-банкира на данный момент находится под арестом.