В Иркутске назревает крупный скандал с участием местных научных светил: академика И.В. Бычкова, занимавшего руководящие посты в ИНЦ СО РАН, подозревают в причастности к махинациям с земельными участками, находившимися во владении научного учреждения и отданными под жилую застройку. На балансе ИНЦ СО РАН так и не появилось ни одного построенного там объекта, поэтому с полным правом можно говорить, что учреждение фактически ограбили.
В 2021 году ожидается комплексная проверка ИНЦ СО РАН (Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук) Министерством науки и высшего образования РФ. Иногда появляются публикации о скандалах в мире иркутской науки.
Можно только гадать об истинных их причинах. Попробуем рассмотреть одну из них - недвижимость.
С момента передачи активов Российской академии наук в Федеральное агентство научных организаций не утихают разговоры о том, что российские академики не занимаются наукой, а лишь недвижимостью торгуют. Многие привыкли к тому, что ученые - это сиянье вечное ума, светочи и дивные гении, которые ох как далеки от примитивных радостей жизни. Разве могут быть у академиков махинации с недвижимостью? Но вернемся в Иркутск.
С 2002 года по 2014 год различные руководящие должности в ИНЦ СО РАН в г. Иркутске занимал академик И.В. Бычков. Во владении ИНЦ СО РАН на праве бессрочного пользования находились земельные участки и большое количество недвижимого имущества, предоставленного Центру для ведения научной деятельности.
Так, если верить имеющимся у нас в распоряжении документам, с 9 февраля 2001 года на праве постоянного бессрочного пользования принадлежал земельный участок площадью 2 341 857 кв.м., расположенный в Академгородке Иркутска.
В 2002 году заместитель председателя Президиума ИНЦ СО РАН И.В. Бычков принимает решение о выделении участка, который находится вдоль ул. Улан-Баторская Академгородка и площадь которого равна 2,8 Га, под малоэтажную жилую застройку, а в апреле 2003 года получает Постановление мэра г. Иркутска о проведении малоэтажной застройки на этом участке.
Через три дня после получения разрешения И.В. Бычков безвозмездно передает выделенный участок закрытому акционерному обществу «Энигма-Сибирь».
На этом участке впоследствии было возведено около 100 таунхаусов. Жена и дочь И.В. Бычкова получили 2 таунхауса. Ни Иркутский Научный Центр, ни ученые, работающие в Центре, не получили ничего.
Далее, по одной из версий, в 2013 году ситуация повторилась. Будучи председателем президиума ИНЦ СО РАН, Бычков И.В. заключил договор с ООО «ГРАД». На земельном участке, ул. Лермонтова, было построено более 55 000 (пятьдесят пять тысяч) кв.м. жилых и нежилых помещений.
Вся разрешительная документация на строительство и ввод построенных домов в эксплуатацию выдавалась на имя ИНЦ СО РАН. Однако на баланс ИНЦ СО РАН, судя по всему, не поступило ни одного объекта недвижимого имущества из числа построенного, зато, похоже, что старшая дочь И.В. Бычкова стала собственницей 6 квартир и 1 нежилого помещения в построенном доме, а младшая дочь получила в собственность 7 нежилых помещений и 6 квартир.
В результате этих действий члены семьи Бычковых, по мнению знакомых с ситуацией лиц, стали собственниками в возведенных домах на сумму более 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей.
Деятельность в сфере недвижимости Бычкова И.В. продолжается даже после ухода с поста руководителя ИНЦ СО РАН. В настоящий момент решается судьба земельного участка, который еще в советские времена был представлен ФГБНУ «Иркутский научный центр хирургии и травматологии» для строительства центра хирургии и жилых домов, необходимых сотрудникам центра хирургии.
Принимая во внимание предыдущую «работу» И.В. Бычкова, связанную с распоряжением недвижимостью, не вызывает сомнений, что и в этом случае указанный земельный участок будет «безвозмездно» передан коммерческим структурам, а те построят жилые дома. Как всегда, научные сотрудники жилые квартиры не увидят, а жители города не получат хирургический центр.
Вот так в иркутском научном бомонде вместо науки на первое место вышли личные интересы некоторых ученых, ведущих яростную и понятную борьбу за ставшее уже привычным право распоряжаться ресурсами.