В середине января 2018 года завершилось расследование уголовного дела «Седьмой студии». Его возбудили в мае прошлого года, после обысков в квартире художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Следствие считает, что руководство театра похитило из бюджета страны 133 млн рублей.
Как связаны между собой «Седьмая студия», «Гоголь-центр» и проект «Платформа»
В 2011 году режиссер Кирилл Серебренников создает проект «Платформа». Его главная цель – предоставить молодым режиссерам, композиторам и хореографам площадку, на которой они могут заниматься экспериментами.
За время своей работы «Платформа» подготовила множество театральных проектов, танцевальных спектаклей, перфомансов и мультижанровых мероприятий. Все это появилось после встречи президента Дмитрия Медведева с деятелями культуры. Проект существовал на бюджетные деньги, выделяемые Министерством культуры. «Платформа» базировалась на территории «Винзавода». Проект просуществовал до 2014 года.
«Седьмая студия» – это театральная труппа, которую создал в 2012 году Серебренников из студентов своего курса в Школе-студии МХАТ. Режиссер создал ее для проекта «Платформа».
В начале августа 2012 года Кирилл Серебренников стал художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя. Через месяц режиссер объявил о реформе театра и переименовал его в «Гоголь-центр». Кроме театральных постановок, в театре проводились дискуссии,, концерты, выставки, лекции и кинопоказы.
После того как Серебренников возглавил театр, «Седьмая студия» стала одной из его групп-резидентов. Проект «Платформа» также стал существовать при «Гоголь-центре».
Что думает Следственный комитет?
За четыре года (2011-2014 годы) Минкультуры выделило «Платформе» 214 млн рублей из бюджета страны. Следствие считает, что фигуранты дела специально завышали сведения и стоимость мероприятий. Потом подавали сметы в Минкультуры, чтобы подтвердить израсходованные «Седьмой студией» средства. И таким образом выводили деньги.
Предполагаемая сумма хищений несколько раз менялась. Весной 2017 года следственный комитет рапортовал об украденных 200 млн рублей. К концу лета стало 68 млн рублей. В начале января 2018 года расследование дела закончилось. Окончательная версия следователей – 133 млн рублей.
Фигуранты дела и мера пресечения
Режиссер и худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин – находятся под домашним арестом.
Директор РАМТ Софья Апфельбаум также под домашним арестом. Ранее она занимала должность руководителя Господдержки искусства Минкультуры. Именно она заключила контракт на финансирование с «Седьмой студией».
Бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова уехала в отпуск за границу еще до начала дела «Седьмой студии». После обысков и задержаний ее бывших коллег она решила не возвращаться на родину. Суд заочно арестовал ее, а прокуратура просила Интерпол объявить ее в розыск. Эту просьбу российского ведомства пока не удовлетворили.
Бывший главный бухгалтер Нина Масляева – под домашним арестом. Из всех фигурантов дела только она признала свою вину в хищениях, пошла на сделку со следствием и дала показания на других фигурантов дела. Она считает, что «Седьмую студию» создали специально для обналичивания и хищения бюджетных средств.
Дело против Масляевой и Вороновой выделены в отдельное судопроизводство.
Генеральный продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский – единственный фигурант дела, который находится в СИЗО. Обвинение считает, что он может «продолжать заниматься преступной деятельностью», угрожать свидетелям или сбежать из страны.
Следователи считают, что Малобродский не ставил спекталь «Сон в летнюю ночь», профинансированный из бюджета. На самом же деле, спектакль шел в «Гоголь-центре».
Другая версия
В конце ноября бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова опубликовала письмо, в котором изложила свою версию произошедшего. Она считает, что во всем виновата бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева. Именно с ней согласовывались тексты договоров с сотрудниками, она отвечала за оплату счетов и выдачу наличных денег на различные расходы. Масляева же готовила отчеты для Миникультуры.
В 2014 году аудиторы нашли нарушения в бухгалтерии «Седьмой студии». В том числе вскрылась «черная касса». Оказалось, что в труппе работали «мертвые души», которые получали деньги. Среди них оказалась и дочь Масляевой.
Другая существенная проблема, найденная аудиторами, тоже связана с бухгалтером: она неправильно вносила траты наличных денег. Масляеву попросили помочь исправить ошибки и неточности, выявленные проверкой. Вместо этого она уволилась.
В конце 2014 года «Платформу» готовили к закрытию. Все документы с внутренней отчетностью и информацией о «черной кассе» сотрудники уничтожили собственными руками. Как утверждает Воронова, их было негде хранить. Она не подозревала, что эти отчеты кому-то могут понадобиться в будущем.
Именно эти документы могли подтвердить невиновность фигурантов дела «Седьмой студии».