Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин
готовит себя к глобальному бизнесу. К этому, по-видимому, также готовы и владельцы компромата на банк. ВТБ собирается покинуть Лондон. Это стало реакцией на желание британских граждан покинуть ЕС (так называемый «брекзит») - корректировки в свои планы вносит и ВТБ.
«Еще вчера мы планировали расширение нашего штата в Лондоне», - признал финансовый директор ВТБ Герберт Моос. А сегодня он ищет место для новой штаб-квартиры европейского подразделения ВТБ. Основой этого подразделения является Московский народный банк - кредитное учреждение, созданное в Москве еще до революции с филиалом в Лондоне. После революции Московский народный банк под названием Moscow Narodny Bank Limited стал важным элементом европейского кредитного рынка, который одновременно выполнял специфические советские задачи. Результаты этой практики были порой весьма неожиданными. К примеру, превращению Лондона в международный финансовый центр в немалой степени способствовало решение Моснарбанка создать замкнутый на Европу рынок долларов, центром обращения которых и стала столица Великобритании. И вот теперь ВТБ ищет новую площадку.
Директор Венского рынка
Пока на примете у ВТБ три города Старого Света. И если два из них - Франкфурт и Париж - вполне предсказуемы, то Вена в этом списке выглядит необычно. Никогда в истории этот город не претендовал на роль финансового хаба. Но зато с успехом играл роль «столицы» Холодной войны. Именно здесь происходили ключевые встречи, обмены, заключались теневые сделки и создавались цепочки подставных фирм, способных прикрыть реальных собственников и их интересов.
Тот факт, что ВТБ всерьез рассматривает Вену в качестве новой площадки для европейской экспансии, уже стал поводом для анонса самой Вены на роль финансовой столицы. Банкиры и коммерсанты «в штатском», представляющие одновременно частные и государственные интересы - все эти атрибуты Андрею Костину, как дипломату советской эпохи, хорошо знакомы. И, судя по всему, нынешний переезд соответствует тем самым старым задачам.
На крючке
О том, что ВТБ решает не просто кредитные, но и весьма специфические задачи политического свойства, предполагали многие. Но в этом году, по всей видимости, смогли узнать все желающие. Причиной стала медиавойна, объявленная сайту WikiLeaks сторонниками Демократической партии США, которые обвинили его в цензуре публикуемых материалов. Приводя пример такой «чистки», и если довериться сайту авторитетнейшей цифровой медиа-корпорации The Daily Dot можно узнать о том, как из «сирийской коллекции» пропал документ о переводе двух миллиардов евро на счета ВТБ со счетов казначейства сирийского ЦБ. «Сирийская коллекция» - это более двух миллионов документов, похищенных у администрации президента Башара Ассада. Все они появились на сайте WikiLeaks летом 2012 года.
Внимательным читателям интересны обстоятельства, при которых стало известно об этом переводе на 2 млрд евро, сделанном в разгар подготовки введения санкций. Документ об этом переводе «внезапно» всплыл в июне 2013 года, когда в интернете была опубликована чат-переписка двух киберактивистов, которые обсуждали письмо, якобы отправленное 26 октября 2011 года с аккаунта [email protected] в адрес ВТБ с информацией о переводе на счета ВТБ вышеобозначенной суммы. Похоже, что в письме также содержалась просьба открыть в ВТБ счет в рублях. Отправителем письма называли главу казначейства сирийского ЦБ Салима Тубаи (Salim Toubaji), а адресатами, по всей видимости, сотрудников группы ВТБ Сергея Авакова и Андрея Галкина.
Переписка якобы велась в период, когда уже вовсю вводились ограничения и санкции на деятельность сирийских официальных лиц, и стало совершенно очевидно, что вывод денег через ВТБ мог быть просто их спасением. Тем более что евро конвертировались в рубли, становясь таким образом недосягаемыми для западных контролеров. Санкции окончательно введены в начале 2012 года, и почти сразу после этого в малоизвестном болгарском издании, выходящем на английском языке, была опубликована статья, в которой в принципе изложена вся история с евровым переводом, но сам документ опубликован не был. Таким образом, «внимательным читателям» информация была доведена до сведения, а публикацию самого документа в чате можно считать контрольным выстрелом.
В истории с вероятным «сливом» сирийских связей ВТБ есть еще одно примечательное обстоятельство. Оба участника чат-беседы оказались сексотами ФБР, которые пошли на службу в органы, пытаясь решить свои собственные проблемы. Другими словами, появление этого документа в интернете могло быть (и скорее всего было) санкционировано. Независимо от того, какими мотивами руководствовались публикаторы документа, «редакторы» из WikiLeaks, устранившие его из коллекции, а также «разоблачители» сирийского лидера, нетто-результатом всей истории можно считать тот факт, что все ходы ВТБ в Сирии оказались записаны. Предполагается, что уже в 2011 году группа «революционных хакеров» из числа противников Башара Ассада поставила под контроль все коммуникации властей и их контрагентов. И вполне возможно, что самые интересные из них изначально не попали в коллекции, переданные публикаторам из WikiLeaks. Они просто еще ждут своего часа.