В глобальный рейтинг долларовых миллиардеров по версии Forbes в 2020 году вошли 102 участника из России. Пятеро из них впервые попали в список: это основатели студии Playrix братья Игорь и Дмитрий Бухманы, сооснователь финтех-сервиса Revolut Николай Сторонский, создатель сети магазинов «Красное & Белое» Сергей Студенников и президент группы «Аллтек» Дмитрий Босов. Подробнее о российских дебютантах рейтинга — в нашем материале.
Братья Игорь и Дмитрий Бухманы, состояние — по $3,1 млрд
Место в рейтинге Forbes:
Возраст: 38 (Игорь) и 34 (Дмитрий)
Источник состояния: видеоигры
Гонка длиною в 6 лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси»
Компанию-разработчика видеоигр Playrix братья Игорь и Дмитрий Бухманы зарегистрировали в 2004 году, будучи студентами Вологодского педагогического института. Бизнес они начали тремя годами ранее. Сегодня Playrix с выручкой $1,7 млрд (по итогам 2019-го) входит в топ-10 самых быстрорастущих игроков глобального рынка, уступая лишь азиатским гигантам, следует из расчетов аналитического портала appmagic.rocks.
Братья родились и выросли в Вологде. Первый компьютер им подарил дедушка в середине 1990-х. Игорь Бухман в 1999-м поступил на факультет прикладной математики Вологодского государственного университета. Спустя три года по его стопам пошел Дмитрий. В университете преподаватель программирования Сергей Свердлов рассказал Игорю, что в интернете можно продавать программы по модели try before you buy. Чтобы заработать, братья за месяц написали игру в популярном тогда жанре xonix и установили на нее цену $15. За месяц игру купили четыре пользователя, и Бухманы заработали $60. Чтобы заработать больше, решили делать еще и скринсейверы (программы, которые показывают заставку на экране, пока устройство не используется).
К 2004-му у Бухманов было уже три игры и 30 скринсейверов, которые приносили столько же доходов, сколько игры. На двоих братья зарабатывали $10 000 в месяц. Они арендовали офис на окраине Вологды и наняли первых сотрудников. Первую игру для PC компания выпустила в конце 2007-го. Игра была рассчитана на крупные порталы, которые размещали у себя игры, привлекали трафик и делали маркетинг. По такой модели Playrix работала еще около пяти лет, до 2011-го, пока братья не решили попробовать делать мобильные игры. Первую — Township — студия выпустила в 2013-м на iOS и чуть позже на Android. К тому моменту компания уже получала около 70% выручки из-за рубежа, в частности, из США. А за год до выхода игры, в 2012-м, братья задумались об открытии офиса за рубежом и в апреле 2013-го зарегистрировали Playrix в Дублине.
Сегодня у Playrix четыре игры. От 65% до 70% выручки приносят две из них — Homescapes и Gardenscapes. Географически большая часть доходов по-прежнему приходится на США, затем следуют Китай и Япония. Вклад России — лишь 2%. Дневная активная аудитория всех игр студии — более 35 млн человек. У Playrix 25 офисов по миру, в компании работают 2000 человек. Сами Бухманы занимаются стратегическими вопросами и проводят основную часть времени в Лондоне.
В начале 2018-го они впервые задумались о продаже доли или даже всего бизнеса, вели переговоры с крупными международными игроками и банками. Но в итоге решили самостоятельно развивать Playrix. В последнее время братья сконцентрировались на вложениях в другие проекты. Пока у них две крупные инвестиции в игровые компании — кипрскую Nexters и белорусскую Vizor.
Николай Сторонский, состояние — $1,1 млрд
Место в рейтинге Forbes:
Возраст: 35
Источник состояния: финансовые технологии
Подробнее:
Стартап, очаровавший Грефа и Тинькова. Как выпускник МФТИ за четыре года создал бизнес на $1 млрд
Сооснователь и CEO британского финтех-стартапа Revolut Николай Сторонский родился в подмосковном городе Долгопрудный, окончил физико-математическую школу, в 2002-м поступил на факультет общей и прикладной физики МФТИ, а в 2006-м — на магистерскую программу в Российскую экономическую школу. Одним из первых мест работы молодого специалиста стал лондонский офис Lehman Brothers. После краха банка команду трейдеров оттуда перекупил крупнейший японский брокер Nomura. Но там Сторонский не задержался — через месяц он получил предложение от Credit Suisse, где проработал пять лет.
Свой проект предприниматель задумал в 2014-м. Первой идеей была мультивалютная карта, которая позволяла бы конвертировать валюту в путешествиях по выгодному курсу. Первым инвестором проекта был сам Сторонский — вложил около £300 000 накоплений. Спустя несколько месяцев он позвал в стартап экс-разработчика Deutsche Bank Влада Яценко, который стал техническим директором. Первый прототип Revolut был готов в начале 2015-го, а в июле того же года приложение заработало полноценно. Почти сразу после запуска проект пытался выйти на российский рынок, но столкнулся с проблемой: за пополнение c местных карт сервису приходилось доплачивать 2% за транзакцию. Осенью 2016-го компания ушла из России (и до сих пор не вернулась).
Однако стартап полюбился международным инвесторам. В апреле 2018-го Revolut получила оценку $1,7 млрд и стала единорогом. Компания привлекла $250 млн, лид-инвестором выступил фонд DST Global Юрия Мильнера. Этот раунд позволил Сторонскому в 2019-м войти в список богатейших россиян по версии Forbes с состоянием $500 млн.
В феврале 2019-го на Сторонского и Revolut обрушилась волна критики в британских СМИ. Компанию обвиняли в сбоях системы мониторинга транзакций и токсичной корпоративной культуре. После публикаций Сторонский опубликовал открытое письмо с объяснением ситуации: «Мы ошибались в прошлом. В том числе при найме. Из каждой ошибки мы извлекли урок и движемся дальше. Все остальное сильно преувеличено».
Начало 2020 года выдалось для Revolut успешным. В середине февраля стартап завершил очередной инвестиционный раунд и получил оценку в $5,5 млрд. Revolut привлек $500 млн, лид-инвестором выступил фонд Technology Crossover Ventures. Благодаря этому состояние Сторонского превысило $1 млрд, и он пополнил глобальный список миллиардеров Forbes.
Сергей Студенников, состояние — $1 млрд
Место в рейтинге Forbes:
Возраст: 53
Источник состояния: розничная торговля
Подробнее:
Гонка длиною в шесть лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси»
Основатель крупнейшей в стране алкогольной сети «Красное & Белое» Сергей Студенников всегда жил по принципу «ты номер один или никто». Во времена тотального дефицита, в начале 1990-х, он создал в родном Челябинске дистрибьюторскую компанию «SPS-Холдинг». Торговал водкой, затем добавил пиво и табак. Эти три товарные категории — основа его бизнеса и 30 лет спустя.
Опыт розничной торговли предприниматель перенимал в том числе у основателей уральской сети «Монетка» Александра Жеребцова и Романа Заболотнова. В 2005-м Студенников, по собственным словам, даже помогал с развитием сети в Челябинске, но потом решил заняться ретейлом самостоятельно. Первый магазин под вывеской «Красное & Белое» открыл в 2006-м в близлежащем городке Копейске. Совпало время и место: власти ввели систему госконтроля над оборотом алкоголя (ЕГАИС) и прекратили импорт из Молдавии и Грузии. С первого дня выручка первой точки в пять раз превысила ожидания. Студенников понял: надо срочно заниматься тиражированием сети.
За первые шесть лет сеть расширилась до нескольких сотен магазинов в Челябинске и области, а к 2014-му насчитывала уже 1700 магазинов в 30 регионах. Ежегодно «Красное & Белое» прирастала на 30-35%. На рынке считали, что Студенников не смог бы так быстро развить сеть без влиятельных покровителей, но бизнесмен уверенно отвечал: его покровители — партнеры в лице производителей, импортеров, девелоперов и банков. Выручка увеличивалась еще быстрее: в 2015-м составляла 85 млрд рублей, через год — уже 145 млрд.
Привлекательность формата алкомаркетов, которые Студенников превратил в заметный федеральный проект, оценили бизнесмены Сергей Кациев и Игорь Кесаев. С начала 1990-х они занимаются дистрибуцией табака, в 2019-м, по оценке Forbes, выручка их главного бизнеса — группы «Мегаполис» — составила 706,7 млрд рублей. «Они [«Красное & Белое»] продавали очень много сигарет, и это впечатлило акционеров «Мегаполиса», — вспоминал один из экс-подчиненных Кациева. К 2015-му, по словам Студенникова, продукты и сигареты приносили его компании почти 20 млрд рублей.
В феврале 2012-го Кациев решил познакомиться со Студенниковым лично. «Так, посмотреть магазины, просто со всякими вопросами. Проехали по магазинам нашим, все», — коротко рассказывал о той встрече сам Студенников. Партнерство с «Мегаполисом» его не заинтересовало. Тогда Кациев твердо решил построить собственную сеть алкомаркетов. Развитие магазинов «Бристоль» началось в 2012-м с Нижнего Новогорода, сеть ежегодно прирастала на 200–500 новых точек, но все равно сильно отставала от «Красного & Белого».
Гонка закончилась в январе 2019-го объединением конкурентов, а также подконтрольного Кесаеву и Кациеву ретейлера «Дикси». В сентябре новая холдинговая компания «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», зарегистрированная на Кипре, завершила процедуру слияния сетей. Контроль в новой компании (51%) — у Кесаева и Кациева, оставшиеся 49% — у Студенникова.
По словам основателя «Красного & Белого», согласно внутренней оценке, стоимость компаний оказалась равной: «Мы исходили из комфорта друг друга. Уникальность моих партнеров в том, что у них есть компетенции в отрасли, в которой мы работаем». Новой компании принадлежит более 13 000 магазинов, из которых у «Красного & Белого» свыше 8500. После слияния ДКБР должна войти в топ-3 крупнейших ретейлеров России по выручке.
Дмитрий Босов, состояние — $1,1 млрд
Место в рейтинге Forbes:
Возраст: 52
Источник состояния: угледобыча
Во второй половине 1990-х Дмитрий Босов возглавлял московское представительство легендарного конгломерата Trans-World Group (TWG), контролировавшего на пике формы едва ли не половину российской металлургии. Уже в конце «лихого» десятилетия партнеры бизнесмена сумели стать самыми богатыми людьми в стране, оторвав от TWG заводы, которыми управляли. Владимиру Лисину достался Новолипецкий комбинат, Виктору Рашникову — «Магнитка», свои империи на руинах конгломерата также выстроили Искандар Махмудов и Олег Дерипаска
. Все они регулярно занимают высокие места в российском списке Forbes. Но Босов, пусть и владел в 1990-х долей в Красноярском алюминиевом заводе, вошел в закрытый клуб обладателей состояния от $1 млрд только в 2020-м.
После выхода из алюминиевого бизнеса он занимался разными проектами, например, развивал электродные заводы, которые потом продал Виктору Вексельбергу, был совладельцем нефтяной компании West Siberian Resources — она в 2008-м объединилась с группой «Альянс» Мусы Бажаева. Но миллиардером Босова сделали инвестиции в уголь.
В 2013 году компания «Сибантрацит», владеющая угольными разрезами и обогатительными фабриками в Новосибирской области, объявила о планах провести IPO и раскрыла, что Босов контролирует 49,88% ее акций, а менеджеры его инвестгруппы «Аллтек» — еще почти 20%. Размещение не состоялось, но в 2018-м бизнесмен создал группу «Сибантрацит» — в нее, помимо одноименной компании, вошли кемеровский производитель угля «Разрез Кийзасский» и новосибирский производитель антрацита «Разрез Восточный». Строительство «Восточного» Босов затеял в кризис 2014-го, рассказывал в интервью РБК гендиректор «Сибантрацита» Максим Барский. Риск оправдался: сейчас все крупнейшие мировые производители стали — клиенты компании. В 2018-м выручка «Сибантрацита» выросла на 143%, до 162,1 млрд рублей.
Крупный актив привлекает внимание. В 2018-м, по данным РБК, приобрести «Сибантрацит», в частности, хотел экс-глава «Роснефти
» Эдуард Худайнатов. В апреле 2019-го Барский утверждал, что переговоров о продаже не велось, но не исключал, что с попыткой недружественного поглощения холдинга может быть связана информационная атака на Босова.
Как раз в это время в Telegram-каналах активно обсуждалось уголовное дело, возбужденное ФСБ в отношении одной из компаний Босова — Арктической горной компании (АГК). Она входит в группу «ВостокУголь», которой Босов владеет вместе с партнером Александром Исаевым. ФСБ обвинила АГК в незаконной добыче и продаже угля на Таймыре. 6 апреля на сайте «Сибантрацита» появилось сообщение о том, что Исаев снят со всех занимаемых должностей в «Сибантраците» и «ВостокУгле». Причина — «вопиющие злоупотребления и хищения на вверенных ему участках работ».