Бывшие владельцы Промсвязьбанка (ПСБ), братья Алексей и Дмитрий Ананьевы оставили после себя ворох проблем как для новых собственников, так и для доверившихся им клиентов. Неприятным сюрпризом для нового руководителя кредитного учреждения Петра Фрадкова, 39-летнего сына бывшего премьер-министра (в 2004-2007 гг) и директора Службы внешней разведки (в 2007-2016 гг) Михаила Фрадкова, стали инвестиции клиентов банка в кредитные ноты (CLN) на сумму около 10 млрд рублей. Предвидя скорый крах банка, владельцы ПСБ предлагали клиентам CLN, как более выгодную, чем депозиты, форму вложения средств. Нынешнее руководство Промсвязьбанка открещивается от обязательств по нотам, что означает неминуемый дефолт по ценным бумагам. Агентство «Руспрес» недавно сообщало о возвращении в Россию одного из основных владельцев и председателя совета директоров ПСБ Алексея Ананьева, который должен решить здесь дальнейшую судьбу банка «Возрождение». Однако новое руководство ПСБ не демонстрирует желания урегулировать с ним вопрос о кредитных нотах до того, как банкир окончательно покинет родину.
Кредитные ноты приобретались состоятельными клиентами Промсвязьбанка с февраля по август 2017 года, когда достоянием общественности стало письмо аналитика «Альфа-капитала» о проблемах Промсвязьбанка и некоторых других кредитных организаций. «Ноты предлагались менеджерами банка через PSB Private Banking как альтернатива банковским вкладам — как “бонд банка”, “почти как депозит”, “под гарантию самих Ананьевых”»,— рассказал один из клиентов. На самом деле, согласно презентационным документам, клиентам ПСБ предлагался «продукт с фиксированной доходностью — облигации компании Peters International (Cayman) Limited, принадлежащей экс-бенефициарам Промсвязьбанка. Указанные бумаги находятся за балансом ПСБ и не обращаются на бирже. Срок погашения бумаг — два года с купонами 5,15–5,25% в евро и 5,75–6,25% в долларах. Это на несколько процентных пунктов выше, чем ставки по розничным депозитам ПСБ в валюте. По данным на октябрь 2017 года, ставки банка по вкладам в долларах достигали 1,3%, в евро — 0,3%.
Гарантами исполнения обязательств по данным бумагам выступали компании Peters International N.V. и Promsvyaz Capital B.V., которые также принадлежат господам Ананьевым. Гарантии собственников банка и высокие ставки оказались достаточным аргументом для клиентов, которые приобрели кредитные ноты общим объемом около 10 млрд рублей.
С 15 декабря 2017 года Промсвязьбанк проходит процедуру финансового оздоровления в Фонде консолидации банковского сектора (ФКБС) ЦБ. 12 января регулятор объявил об уменьшении капитала банка до 1 рубля, в результате чего братья Ананьевы утратили доли в банке. После того, как «Альфа-Банк» и его основной акционер Михаил Фридман, опасаясь санкций, отказались обслуживать предприятия российского ВПК, на базе ПСБ создается специализированный банк для осуществления операций по государственному оборонному заказу и крупным государственным контрактам с целью защиты других банков от западных санкций.
Санация ПСБ стала неприятным сюрпризом для держателей нот. Хотя реальный дефолт по бумагам еще не наступил, в январе должна была быть выплата купона по одному из выпусков CLN, но средства на счета клиентов не поступили — это технический дефолт. В Промсвязьбанк уже поступил целый ряд писем от держателей CLN, которых в банке адресовали «по всем вопросам» к господам Ананьевым.
Юридически Промсвязьбанк выступал лишь агентом, и никакие выплаты по кредитным нотам осуществлять не обязан, как и работать с претензиями их держателей. Не застрахованы эти деньги и государством, под гарантированную компенсацию в 1,4 млн рублей попадают только средства, размещенные на счетах. Ситуация с кредитными нотами в ПСБ во многом напоминает историю банка «Траст». Кредитные ноты аффилированной офшорной компании «Траст» также предлагал состоятельным клиентам как альтернативу валютным депозитам. Обеспечением по нотам служили субординированные кредиты компании эмитента банку «Траст», которые были списаны после решения о его санации в 2015 году. На тот момент банк успел продать ноты на сумму около 20 млрд рублей. Держатели нот «Траста» уже несколько лет пытаются добиться возврата средств в судах, но пока не добились заметных успехов.
Сам банк «Траст» был санирован банком ФК «Открытие», который получил от Центрбанка на оздоровление кредитного учреждения рекордную (на то время) сумму в 127 млрд рублей. Щедрость регулятора принято объяснять особо доверительными осложнениями, сложившимися между главой Банка России Эльвирой Набиуллиной и владельцем «Открытия» Вадимом Беляевым. Как стало известно позже, частично эти деньги использовались для латания дыр самого «Открытия», но это не спасло кредитное учреждение от банкротства.